Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Акульшиной Т.В, судей Мищенко О.А, Морозовой Д.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фомичевой А.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акульшиной Т.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Музалевской А.Е. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 19 августа 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Музалевской Александры Евгеньевны к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы о признании распоряжения незаконным, обязании включить в список - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Музалевская А. Е. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения (далее - ДТСЗН), в котором с учетом заявления об изменении исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила:
- признать незаконным распоряжение ДТСЗН от 26 октября 2020 года N 2942-Р " "Об отказе во включении Музалевской А.Е. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений";
- признать за Музалевской А.Е. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договору найма специализированных жилых помещений;
- обязать Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы включить Музалевскую А.Е. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда (далее - Список).
Свои исковые требования истец мотивировала тем, что она относится к числу детей-сирот, на основании заявления ее опекуна с 14 августа 2012 года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда (далее -) по месту жительства опекуна по адресу:, однако жилым помещением обеспечена не была.
В августе 2016 г. Музалевская А.Е. переехала на постоянное место жительства в г. Москву, в мае 2020 г. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: адрес, однако распоряжением ДТСЗН от 26 октября 2020 года N 2942-Р отказано в удовлетворении ее заявления от 903 августа 2020 года об исключении из Списка адрес и включении в Список г. Москвы в связи с изменением места жительства.
Истица считала незаконным отказ в удовлетворении ее заявления, полагала, что как лицо, относящееся к категории детей-сирот, которое достигло возраста 23 лет, но не было обеспечено жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи со сменой места жительства в 2016 г. она приобрела право на однократное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и на включение в соответствующий Список г. Москвы.
В судебном заседании представители истца уточненные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика - Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы - в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях относительно иска.
Представитель третьего лица - ГБУ Центр "Содействие" - в судебном заседании считает иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях относительно иска.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - администрации муниципального образования Кувандыкского района Оренбургской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, суду представил письменный отзыв на иск.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам поданной апелляционной жалобы просит Музалевская А.Е, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного решения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2022 года решение Басманного районного суда г. Москвы от 19 августа 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Музалевской А.Е. - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 20225 года отменено, направлено дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Музалевская А.Е, ее представитель по доверенности Белова Д.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель ответчика ДТСЗН города Москвы по доверенности Кислова И.М, представитель третьего лица ГБУ Центр "Содействие" ДТСЗН г. Москвы по доверенности Низкодубова Л.А. против доводов апелляционной жалобы возражали, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители третьих лиц Управления социальной защиты населения Юго-Восточного административного округа города Москвы, администрации муниципального образования Кувандыкского района Оренбургской области, к надлежащему извещению которых о слушании дела предпринимались необходимые меры, не явились, ходатайств об отложении не направили, доказательств уважительности причин неявки не представили.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в силу следующего.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу п. 4 ст. 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Согласно статье 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Музалевская А.Е. родилась... года в адрес, ее одинокая мать фио умерла... года.
Постановлением Администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области от 18 марта 2008 г. N 445-р опекуном Музалевской А.Е, зарегистрированной по месту жительства по адресу: адрес, назначена Чепилова Н.Г, также проживающая по указанному адресу.
На основании заявления опекуна Чепиловой Н.Г. от 14 августа 2012 года постановлением Администрации муниципального образования от 20 сентября 2012 года N 2006-п Музалевская А.Е. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Жилое помещение за ребенком-сиротой закреплено не было.
Согласно выписке из ЕГРН от 04 декабря 2020 года у истицы отсутствуют зарегистрированные права на какие-либо жилые помещения.
21 июня 2016 года истица обратилась с заявлением в Администрацию Кувандыского городского округа об исключении ее из в связи с достижением 18-летнего возраста и окончанием срока опеки.
Из материалов дела также следует, что на основании приказа от 29 июля 2016 года Музалевская А.Е. была зачислена на обучение по очной форме за счет бюджетных средств в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский технологический университет" Институт комплексной безопасности и специального приборостроения (далее - МГУПИ) с плановой датой окончания обучения 30 июня 2021 года.
Музалевская А.Е, обращаясь в суд с настоящим иском, утверждает, что с августа 2016 г. изменила место жительства, постоянно проживает в г. Москве.
В паспорте Музалевской А.Е. имеется отметка о регистрации по месту жительства с 28 мая 2020 года в жилом помещении по адресу: адрес, принадлежащем на праве собственности... Н.В. и... К.М.
03 августа 2020 года Музалевская А.Е. обратилась в ДТСЗН с заявлением о включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в в связи с изменением места жительства (л.д. 54 - 55) по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397.
Распоряжением ДТСЗН г. Москвы от 26 октября 2020 года N 2942-Р отказано во включении Музалевской А.Е. в Список г. Москвы.
На момент разрешения настоящего спора Музалевская А.Е, включенная с 14 августа 2012 года в по месту жительства в как лицо, относящееся к категории детей-сирот, имеющее право на однократное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, не была фактически обеспечена таким жилым помещением в г. Кувандык, где она проживала с опекуном до достижения совершеннолетия.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции не усмотрел законных оснований для обеспечения Музалевской А.Е. специализированным жилым помещением в г. Москве, поскольку этот субъект Российской Федерации не являлся местом жительства истицы и ее попечителя на момент достижения совершеннолетия, что указывает на отсутствие обстоятельств, с которыми подпункты 1 - 3 статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы N 61) связывают право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд также исходил из того, что за Музалевской А.Е. сохраняется право на обеспечение специализированным жилым помещением в пределах муниципального образования в соответствии со Списком адрес, из которого она не исключена, а ее добровольный выезд в другой регион Российской Федерации после достижения 18-летнего возраста не влияет на реализацию данного права.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, так как они противоречат нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не учитывают правовые позиции, приведенные в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г. (далее - Обзор от 20.11.2013) и в пункте 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г. (далее - Обзор 23 декабря 2020 г.).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), приведено определение детей-сирот как лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Пунктом 3.1. статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 23 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 (далее - Правила N 397), при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.
Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.
С заявлением об исключении из списка могут обратиться действующие на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, представители законных представителей, представители детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, представители лиц из числа детей-сирот (далее - представители по доверенности).
Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.
В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. по делу N... сделаны выводы о том, что Правила N 397 соответствуют статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ в части обеспечения лиц, достигших возраста 23 лет, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, а отсутствие в пункте 23 Правил специального указания на порядок подачи указанными лицами заявления об исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и о включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства не лишает их права на самостоятельную подачу такого заявления.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Из приведенных нормативных положений в их системном единстве со статьями 2, 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация по месту жительства и месту пребывания не совпадает с понятием "место жительства гражданина", и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пункт 35 Правил N 397 содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия органом по новому месту жительства решение об отказе во включении в список по новому месту жительства принимается в случае: наличия оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ; установления в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства запрета опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного.
В Обзоре от 20.11.2013 и в Обзоре от 23.12.2020 Верховный Суд Российской Федерации приведены правовые позиции, из которых следует, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе достигшим возраста 23 лет, но фактически не обеспеченным жилым помещением, федеральный законодатель определилместо жительства таких лиц.
Из этих правовых позиций, а также из системного толкования положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и Правил N 397 следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, относящимся к указанным категориям, в том числе достигшим возраста 23 лет, но фактически не обеспеченным жилым помещением, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Таким образом, одним из существенных обстоятельств для разрешения судами споров, связанных с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права на обеспечение специализированным жилым помещением, является правильное разрешение вопроса о месте жительства таких лиц.
Материалами дела подтверждено, что истец Музалевская А.Е. с 01 сентября 2016 года по 22 октября 2020 года обучалась, проживала и временно была зарегистрирована по адресу: адрес общежитии N 5 в комнате 516/3 на время учебы в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "МИРЭА- Российский технологический университет" РТУ МИРЭА, который окончила в июне 2021 года, с 28 мая 2020 г. она зарегистрирована по месту жительства в городе Москве по адресу: адрес.
Доказательств, подтверждающих, что местом жительства истца Музалевской А.Е. является адрес, материалы дела не содержат.
На момент обращения 03 августа 2020 года в ДТСЗН г. Москвы с заявлением о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Музалевская А.Е. была зарегистрирована по месту жительства в городе Москве по адресу: адрес.
При таких обстоятельствах у Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы не имелось оснований для отказа Музалевской А.Е. во включение ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Учитывая изложенное, принятое судом первой инстанции решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 19 августа 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать Распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26 октября 2020 г. N 2942-Р незаконным.
Признать за Музалевской Александрой Евгеньевной право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить Музалевскую Александру Евгеньевну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда города Москвы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.