Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Федерякиной Е.Ю.
и судей Марченко Е.В, Ланина Н.А.
при помощнике судьи Королевой А.И, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента городского имущества г. Москвы на решение Останкинского районного суда города Москвы от 11 марта 2022 года, которым постановлено: иск удовлетворить.
Признать необоснованным отказ Департамента городского имущества г. Москвы в выкупе фио комнаты.
Признать за фио право выкупа жилого помещения - комнаты N1 в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: адрес.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио, действующий в интересах несовершеннолетней дочери фио, паспортные данные, обратился в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы о признании права фио на выкуп освободившейся комнаты N1, в коммунальной квартире N18, расположенной по адресу: адрес, дом7, обязании предоставить возможность выкупа фио данной комнаты.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что фио является собственником комнат N 2 и N 3, в трехкомнатной квартире коммунального заселения расположенной по адресу: адрес, где также зарегистрирован в качестве члена ее семьи - отец фио В 2017 году в указанной квартире освободилась комната N 1, жилой площадью 19, 0 кв.м, (общей - 28, 41 кв.м.), в связи со смертью нанимателя. фио зарегистрирована в принадлежащих ей комнатах с 2018 года, ее отец - с 2000 г.
В связи с освобождением комнаты N 1 фио, действующий в интересах несовершеннолетней дочери фио, обратился в ДГИ г.Москвы с заявлением о выкупе освободившейся комнаты, в удовлетворении которого было отказано. Данный отказ истец считает необоснованным.
Законный представитель истца фио - фио, в судебное заседание не явился, обеспечил явку представителей фиоЭ и фио, которые заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности фио в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного в своей апелляционной жалобе просит ответчик Департамент городского имущества г. Москвы, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, указывая в частности на то, что на момент отказа в квартире по спорному адресу отсутствовала свободная комната, сведения о смерти нанимателя фио в ДГИ г.Москвы не поступали.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, несовершеннолетняя фио, паспортные данные, и ее отец фио зарегистрированы в коммунальной квартире N18, расположенной по адресу: адрес, которая состоит из трех комнат: комната N1 размером 19 кв.м, N2 размером 19 кв.м, N3 размером 15, 7 кв.м.
Комнаты N2 и N3 в квартире по адресу: адрес ранее по договору социального найма занимали фио и фио, впоследствии на основании договора передачи от 03.03.2021 г. комната N2 размером 19 кв.м. и комната N3 размером 15, 7 кв.м. были переданы в собственность фио, 02 апреля 2021 года внесены сведения в ЕГРН о регистрации права собственности фио на данные комнаты (л.д.14-21).
Комнату N1 размером 19 кв.м. в данной квартире занимала фио
09.05.2017 фио умерла, о чем Рязанским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы составлена запись о смерти N695 (л.д.695).
26.04.2021 фио, действуя в интересах фио, обратился в ДГИ г. Москвы с заявлением о предоставлении свободной комнаты N1 размером 19, 0 кв.м, в квартире по адресу: адрес по договору купли-продажи.
Уведомлением от 14.07.2021 Департаментом городского имущества г. Москвы отказано в таком предоставлении, поскольку комната N1 не является свободной (л.д.23-25).
Согласно представленной судебной коллегии выписки из домовой книги, фио в связи со смертью снята с регистрационного учета из комнаты N1 размером 19 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 ЖК РФ, освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть признаны в установленным порядке малоимущими или нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч. 2 ст. 59 ЖК РФ, при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
В силу ч. 3 ст. 59 ЖК РФ, при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", освободившиеся комнаты в коммунальной квартире предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города жителями города Москвы, проживающими в данной квартире по месту жительства на законных основаниях, в порядке, установленном статьей 38 настоящего Закона.
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.
Удовлетворяя исковые требования фио, действующего в интересах несовершеннолетней дочери фио, суд первой инстанции правильно руководствовался ч. 6 ст. 38 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", согласно которой при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в ч. 1 и ч. 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в данной квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату, и исходил из того, что фио действительно зарегистрирована и проживает в указанной коммунальной квартире, является собственником двух комнат N2 и N3, при этом комната N1 является свободной с 2017 года в связи со смертью нанимателя фио, иных лиц, проживающих в коммунальной квартире не зарегистрировано, оснований для отказа в выкупе вышеуказанных комнаты у ответчика ДГИ г.Москвы не имелось.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
В соответствии со ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (ч. 1).
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (ч. 2).
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (ч. 3).
Правоотношения по предоставлению в городе Москве освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире регулируются Законом города Москвы от 14 июня 2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", согласно ч.1 ст.37 которой освободившиеся комнаты в коммунальной квартире предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города жителями города Москвы, проживающими в данной квартире по месту жительства на законных основаниях, в порядке, установленном статьей 38 настоящего Закона.
В соответствии с ч.1 ст. 38 данного Закона, освободившаяся комната в коммунальной квартире предоставляется в пользование или приобретается в собственность проживающими в этой квартире нанимателями либо собственниками, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
Частью 2 ст. 38 указанного закона предусмотрено, что при отсутствии в коммунальной квартире лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, освободившаяся комната предоставляется в пользование по соответствующему договору найма либо предлагается для приобретения в собственность проживающим в этой квартире нанимателям либо собственникам, занимающим жилые помещения менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, проживающим в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в сложности не менее 10 лет и не ухудшавшим свои жилищные условия более пяти лет.
Частью 6 данной нормы предусмотрено, что при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.
Согласно статье 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 02 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ).
Часть 6 статьи 38 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 N 29 не является несоответствующей положениям Жилищного Кодекса РФ, недействующей не признана.
Поскольку фио подпадает под категорию лиц, указанных в ч. 6 ст. 38 Закона города Москвы N 29, постольку суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении иска.
Разрешая спор, суд также отметил, что включение в программу реновации жилого дома, в котором проживает фио с семьей, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.7 ст.4 Закона г.Москвы от 31 мая 2005 N21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве", после принятия правового акта допускаются сделки, предусмотренные федеральным законодательством, в отношении освобождаемого жилого помещения (жилого дома), в том числе приватизация и деприватизация жилых помещений. Собственник жилого помещения (жилого дома), подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации правового акта об изъятии жилого помещения (жилого дома) до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения (жилого дома) может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения (жилого дома) в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения (жилого дома) затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (жилого дома).
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Останкинского районного суда г. Москвы от 11 марта 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.