Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Федерякиной Е.Ю.
и судей Ланина Н.А, Марченко Е.В.
при помощнике судьи Онуку Л.О, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционной жалобе истца Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городского округа города-курорта Сочи адрес "Водоканал" на решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 26 мая 2022 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Муниципального унитарного предприятия Сочи "Водоканал" к фио о взыскании денежных средств - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец МУП муниципального образования городского округа города-курорта Сочи адрес "Водоканал" обратился в суд с иском к ответчику фио о взыскании денежных средств в размере платы за подключение к системам водоснабжения и (или) водоотведения, судебных расходов, указывая в обоснование заявленных требований на то, что 29 декабря 2017 года между сторонами заключен договор NТУ/912 о подключении многоквартирного жилого дома по адресу: адрес централизованным системам водоснабжения и водоотведения с потребляемой нагрузкой 62 куб.м/сутки. По условиям договора истец обязался осуществить технологическое присоединение принадлежащего ответчику на праве собственности жилого дома к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Стоимость такого присоединения составила 5 845 019 руб, однако ответчиком не оплачена.
На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика денежные средства в размере платы за подключение к системе водоснабжения и (или) водоотведения в сумме 5 845 019 руб, расходы по оплате госпошлины в размере 37 425 руб. 10 коп.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства, представил в суд ходатайство о проведении судебного заседания без его участия, с использованием ВКС, однако в ответ на заявку об обеспечении возможности проведения судебного заседания путем использования ВКС, Центральный районный суд г.Сочи по техническим причинам отказал в проведении судебного заседания, сославшись на отсутствие технической возможности в день судебного заседания (26 мая 2022 года).
Представитель ответчика фио в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, просил применить срок исковой давности.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного просит истец Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городского округа города-курорта Сочи адрес "Водоканал" по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, не соглашаясь с выводами суда.
Проверив материалы гражданского дела, выслушав представителя истца по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако обжалуемое решение названным требованиям закона не отвечает.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь п.1 ст.166, п.2 и п.4 ст.436, ст.424, п.2 ст.199, ст.181 ГК РФ, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", исходил из того, что истцом пропущен срок исковой давности, который следует исчислять с даты заключения договора о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, а подключение водоснабжения и водоотведения дома ответчика началось 30 декабря 2017 года, исковое заявление направлено в суд 30 ноября 2021 года, то есть с пропуском срока исковой давности.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с обжалуемым решением суда первой инстанции, так как выводы суда первой инстанции не могут быть признаны правильными, как отвечающие требованиям ч.1 ст.195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, поскольку указанные выводы, к которым суд пришел при разрешении настоящего гражданского дела противоречат нормам материального права, а также установленным по делу юридически значимым обстоятельствам.
Как усматривается из материалов настоящего гражданского дела, 29 декабря 2017 года на основании поступившей от ответчика заявки, между истцом МУП г.Сочи "Водоканал" и ответчиком фио был заключен договор NТУ/912 о подключении объекта ответчика: многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: адрес кадастровым номером земельного участка 23:49:0402037:1135 к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, с установлением планируемой величиной нагрузки водоснабжения - 62 куб.м/сутки, водоотведения - 62 куб.м/сутки (л.д.21-22).
Приложением к данного договору являются технические условия на подключение многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями к коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения МУП г.Сочи "Водоканал" сроком действия 3 года (л.д.23).
Условиями договора о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения от 29 декабря 2017 года не согласован размер платы за подключение (технологического присоединения) дома к системам водоснабжения и водоотведения.
Между тем, Постановлением Администрации г.Сочи N2107 от 08 декабря 2017 года утверждены ставки тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения на водоотведение МУП г.Сочи "Водоканал" на 2018-2022 годы: за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере холодного водоснабжения в размере 40 268 руб. (без НДС) за 1 куб.м/сутки, в сфере водоотведения - 40 392 руб. 94 коп. (без НДС) за 1 куб.м/сутки, которые введены в действие с 01 января 2018 года (л.д.32-36).
На основании Постановления Администрации города Сочи от 15 августа 2018 года N1279 "Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации г.Сочи от 01 августа 2018 года N5/2018-В "О внесении изменений в решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04 декабря 2017 года N11/2017-В "Об установлении тарифов на подключение (технологического присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения МУП г.Сочи "Водоканал", тариф на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения был изменен и составил: за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере водоснабжения 39 298 руб. 92 коп. за 1 куб.м/сутки (без НДС) или 47 158 руб. 70 коп (с НДС); в сфере водоотведения -39 263 руб. 17 коп. (без НДС) за 1 куб.м/сутки или 47 115 руб. 80 коп (с НДС) (л.д.29-31).
Согласно техническим условиям, подключение объекта фио к коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения обеспечивает МУП г.Сочи "Водоканал" в течение срока действия технических условий при соблюдении следующих требований: фио согласовывает с МУП г.Сочи "Водоканал" проектную документацию на подключение объекта к коммунальным сетям водоснабжения и водоотведения; фио подписывает договор на водоснабжение и водоотведение со всеми приложениями к нему по прилагаемой к настоящим техническим условиям подключения форме.
Также техническими условиями установлено, что до начала пользования присоединения фио обязан заключить с МУП г.Сочи "Водоканал" договор водоснабжения и водоотведения.
Договор холодного водоснабжения и водоотведения заключен между сторонами 01 апреля 2019 года (л.д.24-26).
Истцом в адрес ответчика 27 августа 2021 года направлена претензия с требованием об оплате за подключение объекта к системам водоснабжения и (или) водоотведения (л.д.17).
Исходя из изложенного, фактическая обязанность ответчика по оплате оказанных по договору о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения от 29 декабря 2017 года NТУ/912 услуг возникла с момента фактического их оказания, то есть с 01 апреля 2019 года - даты заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Следовательно, срок исковой давности по требованиям истца начал течь по окончанию срока выполнения мероприятий, с момента обязанности ответчика оплатить фактически оказанные услуги ввиду отсутствия в договоре условий сроков и условий оплаты.
В соответствии со ст.195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 ГК РФ.
Положениями ст.200 ГК РФ определено, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исковое заявление направлено в суд 26 ноября 2021 года (л.д.50), то есть в пределах установленного трехлетнего срока исковой давности.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с положениями ст.423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
В силу п.1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с п.1, п.2, п.4 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям ст.31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения относится к регулируемым видам деятельности, а тарифы в этой сфере подлежат государственному регулированию.
Правовые основания государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения определены Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (включающие, в том числе, Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения), приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Согласно п.12 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов.
При этом в соответствии с п.13 Правил регулирования открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации и по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных названными Правилами.
Таким образом, из изложенных норм права следует, что порядок ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлен законодательно и предусматривает, что регулируемая организация обязана оказывать услуги по тарифам, установленным государственным регулирующим органом.
Самостоятельное установление тарифов не допускается и не может являться предметом соглашения сторон.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ"О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
На основании ч.3 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В силу ч.13 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Таким образом, из ч.13 ст.18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения является возмездным.
Согласно п.81 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.
В соответствии с п.82 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения ценообразования размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Положениями п.83 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; налог на прибыль.
Несмотря на отсутствие в заключенном сторонами договоре о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения от 29 декабря 2017 года NТУ/912 условия о размере платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и водоотведения, указанный договор не содержит условия о безвозмездном характере сделки, следовательно, необходимо исходить из презумпции возмездности гражданско-правовых договоров.
Отсутствие в договоре условия о плате за подключения (технологического присоединения), подлежащей государственному регулированию, исходя из презумпции возмездности гражданско-правовых договоров (п.1 ст.779, п.1 ст.781 ГК РФ), не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по внесению платы за подключение (технологическое присоединение) принадлежащего ему жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения. Осуществление подключения (технологического присоединения) объекта к централизованной системе водоснабжения и водоотведения порождает у МУП г.Сочи "Водоканал" право требовать оплаты соответствующего предоставления в установленном законом порядке.
Доказательств того, что подключение (технологическое присоединение) жилого дома ответчика к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения МУП г.Сочи "Водоканал" осуществлено ранее 01 апреля 2019 года материалы дела не содержат, а сам по себе договор о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения от 29 декабря 2017 года об этом с безусловностью не свидетельствует.
Поскольку отсутствие в договоре о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения от 29 декабря 2017 года NТУ/912 условия о размере платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и водоотведения не свидетельствует о безвозмездном характере сделки, а осуществление подключения (технологическое присоединение) жилого дома фио к централизованной системе водоснабжения и водоотведения порождает у МУП г.Сочи "Водоканал" право требовать оплаты соответствующего предоставления, принимая во внимание, что подключение (технологическое присоединение) жилого дома ответчика к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения МУП г.Сочи "Водоканал" осуществлено 01 апреля 2019 года, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у фио обязанности оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения и водоотведения МУП г.Сочи "Водоканал" принадлежащего ему жилого дома по адресу: адрес, исходя из ставок тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения МУП г.Сочи "Водоканал", установленных администрацией г.Сочи.
Согласно представленному расчету истца с фио в пользу МУП г.Сочи "Водоканал" надлежит взыскать плату за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и водоотведения в размере 5 845 019 руб. (л.д.48).
Представленный истцом расчет, является арифметически верным, соответствует тарифам на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения МУП г.Сочи "Водоканал", установленных администрацией г.Сочи, и не опровергнут ответчиком.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика фио в пользу истца МУП г.Сочи "Водоканал" денежных средств в счет платы за подключение к системе водоснабжения и (или) водоотведения в размере 5 845 019 руб.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Кроме того, с ответчика фио в пользу истца МУП г.Сочи "Водоканал" подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 37 425 руб. 10 коп, несение которых подтверждено документально.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бабушкинского районного суда г.Москвы от 26 мая 2022 года отменить.
Взыскать с фио в пользу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городского округа города-курорта Сочи адрес "Водоканал" денежные средства в счет платы за подключение к системе водоснабжения и (или) водоотведения в сумме 5 845 019 руб, расходы по оплате госпошлины - 37 425, 10 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.