Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В., и судей Рачиной К.А., Дегтеревой О.В., при ведении протокола секретарем Джемгировым М.Э., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В., гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 8 по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 29 апреля 2022 года, в редакции определения об исправлении описки от 26 мая 2022 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 38 по г. Москве и Московской области от 17.02.2021 в части отказа во включении в специальный страховой стаж Карловой... периода работы с 10.07.2000 по 22.02.2002.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы Карловой... с 10.07.2000 по 22.02.2002.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области назначить Карловой... досрочную страховую пенсию по старости с 29.07.2021.
УСТАНОВИЛА:
Карлова И.Н. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР РФ N 8 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии, ссылаясь в обоснование требований на то, что 29.12.2020 года она обратилась в ГУ-ГУ ПФР РФ N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ГУ-ГУ ПФР РФ N 2 по г. Москве и Московской области от 17.02.2021 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку не был включен период ее работы с 10.07.2000 по 22.02.2002, так как учреждение не предусмотрено Списком N 781.
Истец просила суд признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N8 по Москве и Московской области от 17.02.2021 и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период ее работы в ГКУ СО МО "Каширский ССРЦН "Семья" с 10.07.2000 по 22.02.2002 на должности социального педагога и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 02.07.2021 года.
Представитель истца в суде исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в суде просил отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного, просит в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав
представителя ответчика ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области по доверенности Росберг Е.В. поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Одинцовой А.А, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В Списке от 22 сентября 1999 г. N 1067, подлежащем применению к периоду работы Карловой И.Н. в должности социального педагога в ГКУ СО МО "Каширский реабилитационный и консультационный центр "Семья" с 10.07.2000 г. по 31.12.2001 г, в разделе "Наименование учреждений" (пункт 13) к учреждениям социального обслуживания отнесены также социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. В разделе "Наименование должностей" этого же списка поименована должность социального педагога (пункт 1).
Так в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к периоду работы Карловой И.Н. с 1 января 2022 по 22.02.2002 г. в должности социального педагога в указанном центре, предусмотрена должность социального педагога, в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждения" этого же списка в качестве учреждения социального обслуживания в числе прочих названы социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 11 Правил от 29 октября 2002 г. N 781, в частности, предусмотрено, что работа в должности социального педагога засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В частности, в специальный стаж засчитывается работа в должности социального педагога в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, в числе которых поименованы социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.12.2020 года Карлова И.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР РФ N8 по г. Москве и Московской области от 17.02.2021 года Карловой И.Н. отказано в назначении досрочной пенсии, поскольку специальный стаж истца на день обращения составлял 24 года 4 месяца 15 дней, что не соответствует требуемому стажу 25 лет, предусмотренному п.п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Так, из специального стажа на соответствующих видах работ исключены периоды работы истца с 10.07.2000 по 22.02.2002 - учреждение не относится к учреждениям для детей, так как оказывается комплекс социальных услуг семьям с детьми и женщинам, находящимся в кризисном состоянии.
Как установлено судом и подтверждено трудовой книжкой, представленной справкой от 10.12.2020 N21-35.08 -1.14/914, Карлова И.Н.работала в ГКУ СО МО "Каширский ССРЦН "Семья" с 10.07.2000 по 22.02.2002 в должности социального педагога (основание: приказ о приеме на работу от 10.07.2000 N 223, приказ об увольнении от 22.02.2002 N 65). Периодов (отпуск дополнительный, курсы повышения квалификации, периоды временной нетрудоспособности, за которые не произведена оплата, отпуск без сохранения заработной платы, в том числе по уходу за ребенком), которые не подлежат включению в подсчет специального страхового стажа, не было.
В справке указаны сведения о переименованиях организации: "Каширский реабилитационный и консультационный центр "Семья" переименован в "Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья" (основание: постановление Главы Каширского района N 150-ПГ от 25.12.1997); "Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья" переименован в Муниципальное учреждение "Каширский специализированный социально-реабилитационный центр "Семья" (основание: Свидетельство о государственной регистрации юридического лица N50:37:00529 от 18.07.2000); Муниципальное учреждение "Каширский специализированный социально-реабилитационный центр "Семья" переименовано в Государственное учреждение Московской области "Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья" (основание: постановление Правительства Московской области от 26.01.2005 N 48/53); Государственное учреждение Московской области "Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья" переименовано в Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области "Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья" (основание: приказ Министра социальной защиты населения Правительства Московской области от 28.08.2008 N 520); Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области "Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья" переименовано в Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области "Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Семья" (основание: приказ Министра социальной защиты населения Правительства Московской области от 19.11.2011 N 366).
Как следует из представленных документов, в период работы в должности социального педагога в Каширском специализированном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних "Семья", происходило изменение организационной структуры учреждения для несовершеннолетних и его наименование неоднократно изменялись, вместе с тем, Карлова И.Н. продолжала занимать должность социального педагога и исполнять обязанности по работе с несовершеннолетними в этом же учреждении, с учетом целей, задач и предмета деятельности названного учреждения.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Карловой И.Н. о включении спорных периодов работы в ГКУ СО МО "Каширский ССРЦН "Семья" с 10.07.2000 по 22.02.2002 в должности социального педагога, назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции руководствовался, в частности, нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (Список от 22 сентября 1999 г. N 1067, Список от 29 октября 2002 г. N 781), и пришел к выводу о том, что Карловой И.Н. представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что в спорные периоды она осуществляла трудовую деятельность в должности социального педагога в учреждении социального обслуживания, что дает ей право на включение периодов работы в названной должности в указанном Центре в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Поскольку с учетом зачтенных судом первой инстанции периодов работы истца и периодов учтенных пенсионным органом в рамках оценки пенсионных прав истца, необходимый специальный стаж составил более 25 лет, суд обязал ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости учитывая обращение истца к ответчику 29 июля 2021 года, с учетом положений ч. 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы фактически дублируют возражения представителя ответчика, высказанные в суде первой инстанции против исковых требований Карловой И.Н, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, по сути сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, а потому поводом к отмене постановленного по делу решения не являются.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 29 апреля 2022 года, в редакции определения от 26 мая 2022 года об исправлении описки, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.