Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 сентября 2006 г. N А42-577/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Боглачевой Е.В., Морозовой Н.А.,
рассмотрев 11.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на определение Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.2006 по делу N А42-577/2006 (судья Галко Е.В.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения требования) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "РОСПО-Мурманск" (далее - Общество) 250 руб. налоговых санкций.
Определением суда от 12.04.2006 производство по делу прекращено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно прекратил производство по делу в связи с тем, что с 01.01.2006 Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается взыскание с налогоплательщиков-организаций штрафов в размере до 50 000 руб. во внесудебном порядке. Инспекция указывает на то, что поскольку ею пропущен установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) срок принятия решения о взыскании налоговой санкции, то в порядке названной статьи налоговый орган правомерно обратился с заявлением в суд.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещены, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку бухгалтерской и налоговой отчетности за 1-й квартал 2005 года Общества, по результатам которой приняла решение от 15.10.2005 N 3866/3867 о привлечении Общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ и пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания в общей сумме 250 руб. штрафов. Требования налогового органа от 21.10.2005 N 95110 и 95111 о добровольной уплате задолженности в срок до 31.10.2005 налогоплательщик не исполнил, в связи с чем Инспекция обратилась арбитражный суд с заявлением о ее принудительном взыскании.
Суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу, установив, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку с 01.01.2006 Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен внесудебный порядок взыскания с налогоплательщиков санкций, не превышающих определенного размера.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2006, внесены изменения и дополнения в нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок взыскания налоговых санкций.
В силу пункта 7 статьи 114 НК РФ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 103.1 НК РФ в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
В соответствии с пунктом 7 статьи 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Поскольку в данном случае Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает иной (бесспорный) порядок взыскания налоговыми органами штрафных санкций с организаций в размере до 50 000 руб., следовательно, спор не подведомствен арбитражному суду и суд правомерно возвратил Инспекции заявление, поданное после 31.12.2005, на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Такой вывод соответствует и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 20.02.06 N 105.
Ссылка налогового органа на истечение срока бесспорного взыскания штрафа, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, отклоняется судом кассационной инстанции.
К спорным правоотношениям подлежат применению статья 103.1 и пункт 7 статьи 114 НК РФ, которые не содержат отсылок к статье 46 НК РФ, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков. Положение пункта 3 статьи 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяется. Привлечение к налоговой ответственности должно быть осуществлено до истечения срока давности, установленного статьей 113 НК РФ.
Данный вывод согласуется с постановлением ВАС РФ от 22.06.2006 N 30, в котором отмечено, что взыскание неуплаченных добровольно сумм налоговых санкций в пределах, определенных абзацем первым пункта 7 статьи 114 и пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ, применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" может быть осуществлено в течение шести месяцев путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующих документов. При решении вопроса о начале исчисления указанного срока необходимо руководствоваться теми же правилами, что и при определении начала исчисления срока взыскания сумм налоговых санкций в судебном порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Мурманской области от 12.04.2006 по делу N А42-577/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 сентября 2006 г. N А42-577/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника