Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
и судей фио, фио
при ведении протокола секретарем Джемгировым М.Э, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес на решение Зеленоградского районного суда адрес от 06 июля 2022 года, которым постановлено:
Исковое заявление фио Сатеник Анушавановны к ГУ-ГУ ПФР N1 по Москве и адрес о признании недействительным отказа в назначении страховой пенсии по старости, назначении пенсии - удовлетворить частично.
Признать решение ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес от 22.03.2022 N 350024/22 незаконным в части непринятия архивной справки N431 от 20.10.2021.
Принять архивную справку N431 от 20.10.2021 при подсчете страховой пенсии
Обязать ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес включить в страховой стаж Восканян С.А. для назначения пенсии по старости согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ периоды работы в 01.01.1994 по 30.07.1994, с 01.03.1996 по 31.03.1998, с 01.09.1998 по 31.12.2000, назначив пенсию с 20.07.2019.
В удовлетворении остальной части иска отказать;
установила:
Восканян С.А. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес, с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии N 350024/22 от 22.03.2022 ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес, признать архивную справку N431 от 20.01.2021, заверенную Министерством Юстиции Грузии, основанием для включения в стаж истца при подсчете страховой пенсии по старости, включить в страховой стаж для назначения пенсии периоды работы с июня 1992 года по декабрь 1994 года, с марта 1996 года по декабрь 2000 года, взыскать невыплаченную сумму пенсии с даты первичного обращения (24.06.2019) и судебные расходы.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 24.06.2019 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, решениями ответчика в установлении пенсии отказано по причине отсутствия необходимого стажа - 10 лет и индивидуального пенсионного коэффициента -16, 2. При этом пенсионным органом не включены в страховой стаж периоды работы в адрес. Отказ в назначении пенсии истец считает незаконным, поскольку необходимый стаж ею выработан и подтвержден представленными документами.
В судебном заседании суда первой инстанции истец и представитель истца поддержали исковые требования; представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N1 по Москве и адрес в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие представителя ответчика в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав истца Восканян С.А, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ответчика, изученным материалам дела, не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Согласно ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, в 2019 году продолжительность страхового стажа должна составить не менее 10 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - не менее 16, 2.
Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы на адрес, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пункту 1.1. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в адрес от 4 октября 1991 г. N 190, пункту 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555, пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим работу по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
16 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии было заключено Соглашение "О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения", вступившее в силу 28 июня 2002 года. Согласно статьей 2 Соглашения пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.
В силу статьи 5 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения в соответствии с настоящим Соглашением, несет предоставляющее такое обеспечение государство. Взаимные расчеты не производятся.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 16 мая 1997 г. "О гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения" для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 г.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета адрес от 12.12.1991 N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 16 мая 1997 г следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до по 31 декабря 1991 г, а после распада этих государств - до 16 мая 1997 г.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N сумма "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии от 16 мая 1997 г. (вступило в силу 28 июня 2002 года);, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 16 мая 1997 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 16 мая 1997 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 24.06.2019 Восканян С.А. (20.01.964 г.р.) в возрасте 55, 5 лет обратилась в ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 8, 15 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением норм соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16.05.1997.
Решением N1143999/19 от 09.10.2019 ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес по результатам рассмотрения заявления Восканян С.А. было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа 10 лет, величины ИПК не ниже 16, 2. Страховой стаж составил 2 года 2 месяца 24 дней.
23.03.2021 Восканян С.А. вновь обратилась в ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по прежнему основанию.
Решением от 05.04.2021 N417953/21 ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес было истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа 10 лет, величины ИПК не ниже 16, 2. Из решения следует, что страховой стаж истца составляет 6 лет 8 месяцев 14 дней, ИПК 8, 283.
11.03.2022 Восканян С.А. вновь обратилась в ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по тому же основанию.
22.03.2022 ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес было принято решение N350024/22, которым в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, поступлением архивной справки N431 от 20.10.2021, выписками из приказов, выданными Министерством Юстиции Грузии Юридическое лицо публичного права - Национальный архив Грузии, отменено решение от 05.04.2021 N417953/21.
Согласно решению N350024/22 от 22.03.2022 у истца отсутствует необходимый стаж 10 лет и величина ИПК ниже 16, 2. Страховой стаж учтен продолжительностью 6 лет 8 месяцев 14 дней, ИПК 8, 283. Периоды работы истца с июня 1992 года по декабрь 1994 года, с марта 1996 года по декабрь 2000 года в Грузии не приняты ответчиком в страховой стаж.
В решении указано, что поступившая по запросу из Агентства социального обслуживания Грузии справка N431 от 20.10.2021 не подтверждает уплату страховых взносов на пенсионное обеспечение в пенсионный фонд Грузии, что предусмотрено Временной инструкцией "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд адрес" от 31.05.1991 N102.
Аналогичная информация изложена в ответе ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес от 13.05.2022 NВ-2718-201-02-201/3162-22 на обращение Восканян С.А. от 23.03.2021.
Согласно архивной справке от 08.07.2018, выданной Ахалкалакским архивом, документами (ведомости по выдаче зарплаты) адрес, хранящимися в Ахалкалакском региональном архиве подтверждается, что Сатеник Манвелян (фио) с июня 1992 года по декабрь 1994 года, с марта 1996 года по декабрь 2000 года, работала заведующим в библиотеке адрес.
В полученной ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес по запросу, направленному в Агентство социального обслуживания Грузии, архивной справке N431 от 20.10.2021, выданной Министерством Юстиции Грузии Юридическое лицо публичного права - Национальный архив Грузии, указаны сведения о начислении Восканян С.А. заработной платы и страховых взносов за периоды работы с июня 1992 года по декабрь 1994 года, с марта 1996 года по декабрь 2000 года.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что архивная справка N431 от 20.10.2021, полученная по запросу, направленному в Агентство социального обслуживания Грузии, и представленная Министерством Юстиции Грузии Юридическое лицо публичного права - Национальный архив Грузии, выдана компетентным органом Грузии и является надлежащим доказательством, подтверждающим уплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование за периоды работы истца с июня 1992 года по декабрь 1994 года, с марта 1996 года по декабрь 2000 года, форма справки не противоречит Указаниям Министерства социальной защиты наседания Российской Федерации от 20.08.1992 N1-68-У о порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии, в связи с чем оснований для отказа в принятии в качестве доказательства справки N431 от 20.10.2021 у ответчика не имелось.
Установив, что периоды работы с 01.01.1994 по 30.07.1994, с 01.03.1996 по 31.03.1998, с 01.09.1998 по 31.12.2000 подлежат включению в страховой стаж истца, с учетом чего выполняются условия, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховой стаж истца составляет 11 лет 8 месяцев, ИПК 21, 222, суд удовлетворил исковые требования о признании решения ГУ-ГУ ПФР N1 по адрес и адрес от 22.03.2022 N 350024/22 незаконным в части непринятия архивной справки N431 от 20.10.2021, обязании ответчика включить в страховой стаж Восканян С.А. периоды работы в 01.01.1994 по 30.07.1994, с 01.03.1996 по 31.03.1998, с 01.09.1998 по 31.12.2000, назначить страховую пенсию по старости.
Определяя дату назначения пенсии с 20.07.2019, суд правильно руководствовался положениями ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N350-ФЗ, а также п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" и п.15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021), и исходил из того, что Восканян С.А. первоначально обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 24.06.2019 и на этот день с учетом включения спорных периодов работы стаж ее трудовой деятельности составлял 11 лет 8 месяцев (то есть заявление Восканян С.А. было принято пенсионным органом с учетом положений п.18, п. 19 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N884н), а возраст составлял 55 лет 6 месяцев.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам, основаны на надлежащей оценке собранных доказательств при правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Доводы жалобы ответчика о том, что у суда не имелось оснований для назначения пенсии с учетом даты первоначального обращения за назначением пенсии, поскольку по результатам рассмотрения данного заявления было вынесено решение, предусматривающее в качестве дополнительного основания отказа непредставление подтверждения ухода за ребенком до полутора лет, подлежат отклонению. Из материалов дела не усматривается, что при первоначальном обращении истца пенсионным органом ей было разъяснено право представления недостающих документов для включения в страховой стаж периодов ухода за детьми до полутора лет, что является нарушением положений ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем суд правомерно удовлетворил требование истца о назначении ему страховой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленоградского районного суда адрес от 06 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по адрес и адрес - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.