Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В. и судей Пильгановой В.М., Заскалько О.В., при помощнике судьи Бухареве И.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М., дело по апелляционной жалобе Гаврикова С.М. на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 01 декабря 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Гаврикова С.М. к УСЗН ЮЗАО г. Москвы о признании незаконным и отмене решения, обязании, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Гавриков С.М. обратился в Гагаринский районный суд г. Москвы с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЮЗАО г. Москвы) о признании незаконным отказа в назначение и выплате региональной социальной доплаты к пенсии, обязании назначить и выплатить за период с 01.12.2018 по 01.12.2020 региональную социальную доплату к пенсии (л.д. 3-5).
Требования мотивированы тем, что 10.04.2021 он обратился в УСЗН ЮЗАО г. Москвы с заявлением о выплате за период с 01.12.2018 по 01.12.2020 региональной социальной доплаты к пенсии (далее РСД), устанавливаемой на основании ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17.07.1999 и Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 1268-ПП от 17.11.2009. Письмом от 21.04.2021 за исх. N 3-21/811 ответчик отказал в назначении и выплате РСД за указанный период, мотивировав тем, что на основании ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17.07.1999 и п.п. "д" п. 14 Порядка, назначение РСД производится с 1-го числа месяца, следующего за обращением за ней с соответствующим заявлением и документами. Полагал данный отказ незаконным, поскольку ранее 14.11.2018 он направлял ответчику телеграмму, в которой выразил желание получать региональную социальную доплату к пенсии по потери кормильца за назначением которой он обратился в пенсионный орган 21.09.2018, что по мнению истца свидетельствует о своевременном обращении за её назначением.
В суде первой инстанции истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме; представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований (л.д. 58-61).
Суд первой инстанции 10.12.2021 постановилприведенное выше решение (л.д. 78, 79-81), которое апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.04.2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Гаврикова С.М. - без удовлетворения (л.д. 105, 106-107).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2022 апелляционное определение Московского городского суда от 06.04.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Московский городской суд (л.д. 122, 123-132).
При новом рассмотрении дела по апелляционной жалобе, истец Гавриков С.М. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным статьей 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на ведение дела в суде через представителя - Г.; ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика (л.д. 111), в связи с чем на основании частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца и представителя ответчика.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Г, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 18.12.2020 Гавриков С.М. обратился в Флагманский МФЦ ЮЗАО с заявлением о назначении региональной социальной доплаты неработающим пенсионерам, согласно установленного Порядка.
Гавриковым С.М. была представлена справка из ГУ-ГУ ПФР N4 по г. Москве и Московской области от 18.12.2020 о том, что с 21.09.2018 по 30.06.2022 ему назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца.
С 01.01.2021 решением начальника Отдела от 29.12.2020 N 320200035455 Гаврикову С.М. назначена региональная социальная доплата к пенсии по случаю потери кормильца в размере 13344 руб. 91 коп...
Указанные обстоятельства сторонами по делу в суде первой инстанции не оспаривались.
Также судом первой инстанции установлено, что решением Люблинского районного суда г. Москвы от 27.08.2020 иск Гаврикова С.М. к ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области о признании решения комиссии по пенсионным вопросам незаконным и обязании назначить пенсию по случаю потери кормилица удовлетворены, постановлено обязать ГУ-ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области назначить Гаврикову С.М. с 21.09.2018 пенсию по случаю потери кормильца (л.д. 9-11), данное решение вступило в законную силу 29.09.2020.
Разрешая спор, суд первой инстанции сославшись на положения Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, указав, что назначение истцу региональной социальной доплаты к пенсии с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты со всеми необходимыми документами, основано на части 6 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ и подпункта "д" пункта 14 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, в редакциях, действовавших в спорный период, предусматривавших, что назначение социальной доплаты к пенсии носит заявительный характер с предоставлением всех необходимых документов (кроме назначения доплаты детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца), но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
Учитывая, что назначение пенсии произведено истцу на основании судебного решения от 27.08.2020, о чем ответчику представлены сведения только 18.12.2020, суд пришел к выводу, что назначение ответчиком доплаты к пенсии с 01.12.2020 является правомерным.
С учетом приведенных обстоятельств, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований истца об обязании УСЗН ЮЗАО г. Москвы назначить доплату к пенсии с 01.12.2018 и выплатить задолженность за период с 01.12.2018 по 01.12.2020.
Судебная коллегия с приведенными выводами суда первой инстанции не может согласиться, полагая их основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права, постановленными без учета всех имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела обстоятельств.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Исходя из необходимости обеспечения минимального материального обеспечения пенсионеров, проживающих на территории Российской Федерации, в статье 12.1 вышеуказанного Федерального закона предусмотрена возможность назначения данной категории социальных доплат к пенсии (федеральной и региональной) в случае, если сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, а также закреплен механизм реализации права пенсионеров на указанные доплаты, в том числе порядок обращения за их назначением.
Так, в соответствии с частями 6, 7 статьи 12.1 указанного Федерального закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливается в соответствии с настоящей статьей в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
Таким образом, на момент обращения истца, которому исполнилось 18 лет, к ответчику с заявлением о назначении региональной социальной доплаты существовал заявительный порядок, при этом, законодателем исключение было сделано только для детей-инвалидов и лиц, не достигших 18 лет, для которых существовал беззаявительный порядок назначения РСД.
Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии".
В соответствии с пунктом 5 Порядка право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в г. Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в г. Москве по месту жительства или по месту пребывания.
В силу подпункта "д" пункта 14 Порядка (в редакции на момент обращения истца к ответчику) региональная социальная доплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением о назначении региональной социальной доплаты и всеми необходимыми документами.
Из анализа приведенных нормативных положений, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, следует, что назначение пенсионеру региональной социальной доплаты производится со дня назначения (начала выплаты) пенсии в г. Москве, с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения, то есть, существенным является дата назначения пенсии и дата обращения в органы социального обеспечения с соответствующим заявлением.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29.05.2014 N 1100-О, положения статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", предоставляя гражданам возможность обратиться за назначением социальных доплат к пенсии в любое время после возникновения права на них, а также определяя сроки, с которых назначаются указанные доплаты, и возлагая на граждан обязанность обратиться с заявлением об их назначении, направлено на обеспечение беспрепятственной реализации права на социальное обеспечение, наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) данного права, способствует своевременному обращению за назначением доплат и само по себе не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права граждан.
Из материалов дела следует, что впервые истец заявил о своем желании получать региональную социальную доплату 14.11.2018, направив телеграмму, в которой указал на необоснованный отказ пенсионного органа назначить пенсию, который в последующем был признан в судебном порядке незаконным и пенсия истцу назначена с 21.09.2018 (л.д. 6, 7, 8).
При этом, в ответе на указанную телеграмму ответчик поставил истца в известность о том, что указанная выплата назначается лицам, которые являются получателями пенсии. Иных причин отказа не приведено.
Таким образом, Гавриков С.М. реализовал свое право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, обратившись к ответчику 14.11.2018, пенсия истцу была назначена с 21.09.2018. При этом, несвоевременное назначение пенсии имело место по независящим от истца обстоятельствам, по вине пенсионного органа, что установлено решением Люблинского районного суда г. Москвы от 27.08.2020.
Последовательность действий истца, который своевременно обратился в органы социального и пенсионного обеспечения, однако социальная доплата не была назначена ему по причине незаконного отказа пенсионного органа назначить пенсию по случаю потери кормильца, а также длительное судебное разбирательство, в ходе которого установлена незаконность решения ГУ - ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области от 07.12.2018 с возложением обязанности назначить Гаврикову С.М. пенсию с 21.09.2018, свидетельствует о том, что свое право на получение социальных выплат истец не смог реализовать по независящим от него обстоятельствам, что судом первой инстанции учтено не было.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14.10.2016 N 1-П обратил внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, статьи 2, части 1 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 19, частей 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
При таком положении решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Москвы от 01 декабря 2021 года отменить, принять новое решение.
Исковые требования Гаврикова С.М. к Управлению социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы в назначении и выплате за период с 01 декабря 2018 года по 01 декабря 2020 года региональной социальной доплаты к пенсии.
Обязать Управление социальной защиты населения Юго-Западного административного округа города Москвы назначить и выплатить Гаврикову С.М. региональную социальную доплату к пенсии, предусмотренную ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и постановлением Правительства города Москвы от 17 ноября 2009 года N 1268-ПП за период с 01 декабря 2018 года по 01 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.