Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Иваненко Ю.С, судей Бузуновой Г.Н, Смоловой Н.Л, при секретаре судебного заседания Касперовиче А.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Бузуновой Г.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Фурашова А.В, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Фурашовой А.А, Фурашовой П.А. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 25 января 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Фурашова А* В*, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ****, ***** к Департаменту городского имущества города Москвы о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать",
УСТАНОВИЛА:
Истец Фурашов А.В. обратился в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетних *****, ****** к ответчику ДГИ города Москвы о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований истец указал, что Фурашов А.В. является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован по адресу: ******. Истец является отцом двоих детей: *****, ****** г.р, и ******, *****г.р, которая является инвалидом и ей установлена категория "ребенок- инвалид", что подтверждается справкой серии ******. Дети проживают с истцом и находятся на его иждивении, в браке истец не состоит, квартира, в которой он с детьми проживают и зарегистрированы, принадлежит брату истца Фурашову Д* В*, какое-либо недвижимое имущество на праве собственности у истца отсутствует. Квартира, расположенная по адресу: *******, состоит из 2-х комнат, общей площадью 49, 90 кв. м, жилой площадью 30, 30 кв. м. При этом на данной площади проживает пять человек, истец является, в том числе, пенсионером и приобрести жилое помещение для себя и детей возможности не имеет. Истец совместно с детьми отвечают всем необходимым критериям для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец обратился в адрес ответчика с заявлением, в котором просил признать его и его детей нуждающимися в улучшении жилищных условий, произвести постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставить жилое помещение либо выделить субсидию на приобретение жилья. 06.09.2021 года истцом получен ответ от ДГИ г.Москвы, в котором не отражены какие-либо конкретные основания для отказа в удовлетворении заявления истца, в данном ответе отражены общие нормы, при этом до настоящего времени просьбы, изложенные в заявлении в адрес ответчика, не удовлетворены. По мнению истца, данные действия являются незаконными, необоснованными, нарушающими его права и законные интересы, а также его детей.
Истец Фурашов А.В. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ДГИ г.Москвы в судебное заседание суда первой инстанции явился, возражал против удовлетворения требований по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.
Третье лицо ГБУЗ ПКБ N13 ДЗМ явку своего представителя в судебное заседание суда первой инстанции не обеспечило, извещено судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит истец Фурашов А.В, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ******, ****** по доводам апелляционной жалобы.
Истец Фурашов А.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав лицо, участвующее в деле, явившееся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Суд первой инстанции при вынесении решения верно руководствовался положениями ст.ст. 1, 7, 8, 9, 10 Закона города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521- ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных правоотношений".
Единый порядок и условия постановки на жилищный учет и предоставления жилых помещений в г. Москва установлены Законом города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения".
Жители города Москвы подлежат постановке на жилищный учет, если, в том числе, все члены семьи проживают в городе Москве на законных основаниях не менее 10 лет, занимают жилое помещение, в котором размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (10 кв. м на человека для отдельных квартир и 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям), при этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся на праве пользования или в собственности у всех членов семьи, а также если они не совершали в течение пяти лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий и признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В соответствии со ст. 9 вышеуказанного Закона города Москвы, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Согласно ст. 1 Закона Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей Москвы на жилые помещения", члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Определяющим критерием для отнесения гражданина к числу членов семьи в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации является регистрация в жилом помещении по месту жительства. Таким образом, все граждане, зарегистрированные в одном жилом помещении, в целях решения их жилищных вопросов, считаются членами одной семьи.
Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы в рамках предоставления государственной услуги города Москвы в соответствии с приложением 6 постановления Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных правоотношений" (далее - Регламент), путем подачи желающими встать на учет заявления и пакета документов в многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы "Мои документы". Исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем, определен в п. 2.5.1.1 Регламента.
Судом первой инстанции установлено, и подтверждается материалами дела, что Фурашов А.В. с детьми ******, ****** г.р, и ******, ***** г.р, зарегистрированы и проживают по адресу: *****.
***** является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии *****.
06.08.2021 Фурашов А.В. обратился в ДГИ г.Москвы по жилищному вопросу.
На вышеуказанное обращение ДГИ г.Москвы дан ответ от 06.09.2021 за N ******, которым Фурашову А.В. разъяснен порядок постановки на жилищный учет путем подачи запроса и пакета документов в многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы "Мои документы".
Данным ответом истцу даны разъяснения о порядке и условиях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в городе Москве в рамках Закона N 59-ФЗ, решением Департамента об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях данный ответ не является.
При этом, истец по вопросу признания нуждающимся в жилых помещениях в установленном законом порядке через Многофункциональные центры, не обращался.
При таких обстоятельствах, разрешая спор по существу, суд первой инстанции, оценив доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что истцы не представили доказательств обращения с заявлением установленного образца о признании их в качестве нуждающихся в жилых помещениях, несмотря на то, что в соответствии с законом такой порядок носит заявительный характер, а также, учитывая, что истец в установленном порядке с запросом о предоставлении государственной услуги о постановке на жилищный учет не обращался, поданное обращение было рассмотрено Департаментом в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и истцу были направлены разъяснения соответствующим письмом по вопросу порядка постановки на жилищный учет.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец совместно с детьми отвечает всем необходимым критериям для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не влекут отмену решения суда.
Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП утвержден административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело", который устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического лица либо его представителя (далее - Регламент), разделом 2.5 которого установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Согласно п. 2.5.1.1.1. Регламента, запрос (заявление) на предоставление государственной услуги оформляется согласно приложению 1 к настоящему Регламенту и подписывается заявителем и всеми членами его семьи (супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании судебного постановления) (далее - члены семьи заявителя) или их представителями, уполномоченными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Доказательств того, что истец в установленном вышеуказанными нормами порядке обращался в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", соответствующим утвержденной постановлением Правительства Москвы форме, не представлено.
При этом, судебная коллегия отмечает, что истец не лишен права в установленном порядке обратиться с заявлениями о предоставлении государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о внесении изменений в учетное дело".
Как следует из материалов дела, истец обращался в ДГИ г. Москвы с заявлениями по жилищному вопросу, его обращение было рассмотрено в рамках ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", истцу даны разъяснения о порядке и условиях для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ДГИ г. Москвы не принималось решений об отказе в постановке истца на жилищный учет.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене или изменению решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все значимые по делу обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 25 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Фурашова А.В, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних *****, ****** - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.