Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 сентября 2006 г. N А05-2261/2005-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кузнецовой Н.Г., Троицкой Н.В.,
рассмотрев 12.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 17.05.2006 по делу N А05-2261/2005-26 (судьи Лепеха А.П., Волков Н.А., Тряпицына Е.В.),
установил:
Федеральное государственное учреждение "Северодвинский лесхоз" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску (далее - Инспекция) от 12.01.2006 N 42-12 в части доначисления Учреждению 434 941 руб. налога на прибыль за 2004 год, начисления 54 808 руб. 68 коп. пеней за его несвоевременную уплату и взыскания 86 898 руб. штрафа за неуплату налога на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 31.03.2006 требования Учреждения удовлетворены частично. Решение Инспекции от 12.01.2006 N 42-12 признано недействительным в части доначисления Учреждению 3 022 руб. налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований Учреждению отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2006 решение суда от 31.03.2006 отменено и заявление Учреждения удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 17.05.2006 и оставить в силе решение суда от 31.03.2006.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения Учреждением законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.12.2004 (по единому социальному налогу с 01.01.2003 по 31.12.2004, по налогу на доходы физических лиц с 06.09.2003 по 06.07.2005), о чем составила акт от 15.11.2005 N 42-05/67ДСП.
В ходе проверки Инспекция выявила ряд нарушений, в том числе неуплату Учреждением 434 941 руб. налога на прибыль за 2004 год вследствие необоснованного уменьшения доходов на 1 433 770 руб. расходов на приобретение жилых помещений за счет целевых средств, полученных согласно договорам в качестве безвозмездной помощи от юридических и физических лиц на нужды лесного хозяйства, в том числе на капитальное строительство и капитальный ремонт.
По результатам проверки налоговый орган принял решение от 12.01.2006 N 42-12 о доначислении Учреждению налогов, начислении пеней и привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Учреждение оспорило решение Инспекции по эпизоду доначисления налога на прибыль. Суд апелляционной инстанции признал недействительным решение налогового органа в части доначисления заявителю 434 941 руб. налога на прибыль за 2004 год, начисления 54 808 руб. 68 коп. пеней за его несвоевременную уплату и взыскания 86 898 руб. штрафа.
Кассационная коллегия считает, что суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с доводами налогоплательщика.
В силу статьи 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.
Статьей 321.1 НК РФ предусмотрены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.
Согласно пункту 1 статьи 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
Факт ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников Инспекция не оспаривает.
В пункте 14 статьи 250 НК РФ указано, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К неналоговым доходам относятся доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Неналоговые доходы и иные поступления считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета с момента совершения кредитным учреждением операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет (пункт 2 статьи 40 БК РФ).
Пунктом 5 статьи 41 БК РФ к безвозмездным и безвозвратным перечислениям отнесены перечисления в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
Согласно статье 161 БК РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия.
В соответствии с Инструкцией о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2001 N 46н, и приказом Минфина России от 30.03.2004 N 34н "Об утверждении Порядка зачисления в доход федерального бюджета в 2004 году средств, контролируемых отдельными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и учреждениями, находящимися в их ведении", как прочие безвозмездные перечисления в федеральный бюджет по коду 000 3 03 02010 01 0000 180 классифицируются операции по поступлению средств в виде добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, получаемые федеральными учреждениями.
Таким образом, получаемые учреждениями средства в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц относятся к неналоговым доходам соответствующего бюджета, а следовательно, средства, полученные по договору пожертвования на осуществление уставной деятельности, не учитывается в составе доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.
Из материалов дела видно, что Учреждение является бюджетной организацией, осуществляющей как основную деятельность за счет средств бюджетного финансирования, так и коммерческую деятельность.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Учреждению не выделялись средства из бюджета на приобретение служебных жилых помещений, но в консолидированной смете доходов и расходов отражены суммы, подлежащие направлению на капитальное строительство и ремонт, в том числе 1 500 000 руб. на жилищное строительство. Кроме того, затраты на оплату квартир произведены за счет средств, полученных заявителем от юридических и физических лиц на основании договоров о безвозмездном "финансировании расходов на нужды лесного хозяйства, в том числе капитальный ремонт и капитальное строительство" (том дела 2; листы 16-84, 94-141).
В силу пункта 1.1 Порядка составления и утверждения смет расходов средств федерального бюджета и консолидированных смет доходов и расходов организаций, подведомственных Министерству природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР России), утвержденного приказом МПР России от 10.02.2004 N 108, консолидированная смета доходов и расходов - документ, определяющий источник образования и направления использования денежных средств организациями, подведомственными МПР России, по кодам экономической классификации расходов.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпункта 14 пункта 1 статьи 250 НК РФ" следует читать "пункта 14 статьи 250 НК РФ"
При таких обстоятельствах следует признать, что, поскольку спорные денежные средства поступили от юридических и физических лиц по договорам об оказании безвозмездной помощи и зачислены на лицевой счет бюджетного учреждения, они автоматически становятся средствами соответствующего бюджета, а в силу подпункта 14 пункта 1 статьи 250 НК РФ вопрос о применении ответственности за возможное нецелевое использование денежных средств находится вне рамок законодательства об исчислении и уплате налога на прибыль.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что средства получены по договорам безвозмездного финансирования и не подлежат включению в состав внереализационных доходов Учреждения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 17.05.2006 по делу N А05-2261/2005-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2006 г. N А05-2261/2005-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника