Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., Судей Грибовой Е.Н., Васильевой Е.В., при ведении протокола помощником Корзюковой Ю.А., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Мордашовой Ю.С. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 08 июня 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Мордашовой Ю.С. к адрес - БАНК" о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, неустойки, упущенной выгоды, штрафа - оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с иском к ответчику адрес - БАНК" о необоснованном списании средств со счета, указав, что фио является зарплатным клиентом адрес - БАНК", в котором ему открыт счет N 40817810204981112703, 01.07.2021 г. Мордашовой Ю.С. выдана банковская карта, которая не была привязана ею к используемым приложениям в целях оплаты товаров и услуг, (такси, кар-шеринг, прочие услуги).
07.09.2021 г. со счета, открытого на имя Мордашовой Ю.С. в адрес - БАНК", произошло 2 (Два) несанкционированных платежа: на сумму 239 990, (Двести тридцать девять тысяч девятьсот девяносто) рублей 00 копеек и на сумму 209 990, 00 (Двести девять тысяч девятьсот девяносто) рублей 00 копеек.
08.09.2021 г. по счету Истца прошла еще одна расходная операция на сумму 99 990, 00 (Девяносто девять тысяч девятьсот девяносто) рублей 00 копеек. Общая сумма несанкционированных списаний составила 549 970, 00 (Пятьсот сорок девять тысяч девятьсот семьдесят) рублей 00 копеек. При этом, подтверждений данных операций и уведомлений о проведении вышеуказанных платежей со стороны адрес - БАНК" на номер телефона Истца (+7-977-260-95-06) ни 07.09.2021 г, ни 08.09.2021 г. не поступало. Совершение оспариваемых по счету платежей фио обнаружила 08.09.2021 г. в 14.20. при входе в "личный кабинет", все 3 (Три) платежа были проведены через систему быстрых платежей SETSVYAZNOYQR, что подтверждается выпиской по счету, приложенной к исковому заявлению. По факту обнаружения несанкционированных списаний со счета, Истец незамедлительно связался с Банком и сообщил о произведенных списаниях, распоряжений на совершение которых он не давал и о проведении которых Банком не уведомлялся. В ходе звонка оператор сообщил, что вход в личный кабинет Истца был осуществлен с устройства iPhone 7, которое, как утверждает Истец, не принадлежит ему. Также, по факту случившегося 08.09.2021 г. фио обратилась в правоохранительные органы, ОМВД по Савеловскому району г. Москвы было возбуждено уголовное дело N 12101450129000487. До обращения в суд с настоящим иском, фио подавала претензию в адрес - БАНК" по оспариваемым операциям, просила вернуть ей списанные денежные средства, однако в удовлетворении претензии Банком было отказано, что послужило основанием для обращения в суд.
Истец полагает, что Ответчиком нарушены требования ст. 8 ФЗ РФ "О национальной платежной системе", Положений Банка России: от 09.06.2012 г. N 382 - П; от 24.12.2004 г. N 266 - П; от 29.06.2021 г. N 762 - П; Приказ Банка России от 27.09.2018 г. N ОД - 2525.
Со ссылкой на п.п. 1, 2 ст. 15, п. 1 ст. 866 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Закона РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей", Истец просил суд взыскать с Ответчика денежные средства в размере 549 970, 00 (Пятьсот сорок девять тысяч девятьсот семьдесят) рублей 00 копеек; компенсацию морального вреда в размере 100 000, 00 (Сто тысяч) рублей 00 копеек; неустойку в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 6 762, 65 (Шесть тысяч семьсот шестьдесят два) рубля 65 копеек; возмещение упущенной выгоды в порядке ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 6 762, 65 (Шесть тысяч семьсот шестьдесят два) рубля 65 копеек; штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Истец фио в судебное заседание явилась, поддержала заявленные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме, указав дополнительно, что Ответчиком также были нарушены требования Лицензионного соглашения о программе Apple Developer Program, выразившиеся в передаче Ответчиком персональной и конфиденциальной информации, принадлежащей физическому лицу.
Представитель Ответчика адрес - БАНК" фио, действующая на основании доверенности, заявленные Истцом требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела 04.04.2022 г, а также в дополнительных пояснениях к возражениям, приобщенным к материалам дела в судебном заседании 28.06.2022 г.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит истец фио, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав истца фио, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено, что 25.06.2021 г, на основании Анкеты клиента, между Мордашовой Ю.С. и адрес - БАНК" был заключен договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц в адрес - БАНК", (далее - Договор о КБО), также 25.06.2021 г. Истцу был открыт текущий счет N 40817810204981112703.
В графе "контактная информация" Анкеты Клиента от 25.06.2021 г. Мордашовой Ю.С. указан номер мобильного телефона +7 977 260 95 06.
01.07.2021 г. к вышеуказанному текущему счету Истцу была выдана банковская карта, что подтверждается копией расписки от 01.07.2021 г. в получении Мордашовой Ю.С. банковской карты "SO-MC Alfa-card BarCode World PP", приобщенной к материалам дела.
Согласно Договора о КБО, Ответчик оказывает среди прочих услуг, услугу мобильного Интернет-Банка "Альфа-Мобайл", "Альфа - Клик".
Согласно данным электронного журнала подключений интернет - банка "Статус Клик/Мобайл", 01.07.2021 г. Истцом на номер мобильного телефона +7 977 260 95 06 подключена услуга мобильного интернет - банк "Альфа-Мобайл", 30.11.2021 г. подключена услуга интернет - банка "Альфа - Клик".
В соответствии с разделом 1 Договора о КБО Альфа-Мобайл - это услуга Банка, предоставляющая Клиенту по факту его Верификации и Аутентификации возможность дистанционно при помощи электронных средств связи осуществлять денежные переводы "Альфа-Мобайл", а также совершать иные операции, предусмотренные п. 8.8. Договора.
Верификация - установление личности Клиента при его обращении в Банк для совершения банковских операций и других действий в рамках Договора, и/или получения информации по Счету, в т.ч. по ОМС, в порядке, предусмотренном Договором (до 22.09.2017 г. в Договоре вместо термина "Верификация" применялся термин "Идентификация"). Аутентификация - удостоверение правомочности обращения Клиента в Банк для совершения банковских операций и других действий в рамках Договора, и/или получения информации по Счету, в т.ч. по ОМС, в порядке, предусмотренном Договором.
В соответствии с п. 4.1.5. Договора о КБО Банк осуществляет Верификацию (Идентификацию) Клиента в "Альфа-Мобайл" по Секретному коду/Коду "Альфа-Мобайл" (по коду "Альфа - Мобайл" - только до установки клиентом версии мобильного приложения "Альфа - Мобайл", которая дает возможность создания Секретного кода)/Виртуальному токену, полученному в результате Верификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица Клиента (в случае предварительного установления Кода "Альфа-Мобайл"). Клиент считается верифицированным в случае соответствия Секретного кода/Кода "Альфа-Мобайл", введенного Клиентом для использования услуги "Альфа-Мобайл", Секретному коду/Коду "Альфа-Мобайл", назначенному Клиентом и содержащемуся в информационной базе Банка.
Условия и порядок проведения Верификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица Клиента описаны в п. 4.3. Договора.
В силу п. 4.2. "Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Банком России 15.10.2015 N 499-П) при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации - эквайрера или иной кредитной организации, не являющейся кредитной организацией - эмитентом, идентификация клиента проводится кредитной организацией на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей.
Согласно п.п. 8.8. Договора о КБО
"посредством услуги "Альфа-Мобайл" Клиент, при наличии технической возможности, вправе совершать указанные в настоящем пункте операции и действия. При их совершении (за исключением действий по запросу информации) оформляются Электронные документы, которые подписываются Простой электронной подписью Клиента. В частности, Клиент вправе:
- совершать денежный перевод через Систему быстрых платежей или Систему платежей и переводов Сбербанка в пределах установленных Банком лимитов.
П.п. 8.11. Договора о КБО
предусмотрен порядок совершения Клиентом посредством услуги "Альфа-Мобайл" денежного перевода через Систему быстрых платежей в оплату товаров, работ и услуг ТСП с использованием реквизитов перевода, переданных ТСП (торгово - сервисным предприятием) Клиенту и представленных в виде QR-кода (за исключением платы за жилое помещение и коммунальные услуги), далее - Переводы по QR-коду через Систему быстрых платежей.
Согласно п.п. 8.11.1. Договора о КБО, переводы по QR-коду через Систему быстрых платежей осуществляются в следующем порядке:
- Клиент получает от ТСП реквизиты перевода через Систему быстрых платежей в виде QR-кода, (п.п. 8.11.1.1.);
- В результате распознавания QR-кода в Мобильном приложении "Альфа-Мобайл" формируется Заявление "Альфа-Мобайл" на Перевод через Систему быстрых платежей по QR-коду, в котором в текстовом формате автоматически указываются закодированные в QR-коде и распознанные реквизиты для осуществления Денежного перевода "Альфа-Мобайл". В Заявлении "Альфа-Мобайл" Клиент должен выбрать один из своих Счетов, открытых в Банке, с которого будет осуществлен Денежный перевод "Альфа-Мобайл", после чего направляет его в Банк, (п.п. 8.11.1.2.).
В соответствии с п.п. 8.11.1.3. Договора о КБО, Банк на основании полученного от Клиента Заявления "Альфа-Мобайл" на Перевод через Систему быстрых платежей по QR-коду:
- осуществляет проверку достаточности денежных средств на указанном в Заявлении "Альфа-Мобайл" Счете;
- резервирует денежные средства на указанном Счете в соответствии с суммой перевода, указанной Клиентом в Заявлении "Альфа-Мобайл", а также с учетом комиссии, установленной Тарифами.
Согласно п.п. 8.11.1.4. Договора о КБО, в целях исполнения Заявления "Альфа-Мобайл" на Перевод через Систему быстрых платежей по QR-коду Банк формирует от имени Клиента платежный документ и на его основании осуществляет данный перевод денежных средств в соответствии с реквизитами, указанными Клиентом.
Переводы через Систему быстрых платежей по QR-коду осуществляются на банковские счета ТСП, подключенные к СБП, (п.п. 8.11.2.).
Переводы через Систему быстрых платежей по QR-коду осуществляются только в рублях Российской Федерации на банковские счета, открытые в рублях Российской Федерации. Переводы через Систему быстрых платежей по QR-коду с Конверсией/Конвертацией денежных средств не осуществляются, (п.п. 8.11.3.).
В соответствии с п.п. 8.16. Договора о КБО, операции в рамках услуги "Альфа-Мобайл", предусмотренные настоящим разделом Договора, в том числе, при использовании Клиентом Голосового помощника, совершенные Клиентом/Держателем Дополнительной карты с использованием Кода "Альфа-Мобайл" и Одноразового пароля (по операциям, требующим использования Одноразового пароля) считаются совершенными Клиентом/Держателем Дополнительной карты (как Доверенным лицом от имени Клиента) с использованием Простой электронной подписи.
П.п. 5.3. Приложения N 12 к Договору о КБО, ("Правила электронного документооборота между Банком и Клиентом в целях получения услуг Банка и заключения договоров с Банком в электронном виде с использованием Простой электронной подписи"), предусмотрено, что
"Ключом Простой электронной подписи Клиента в зависимости от СДБО (средства дистанционного банковского обслуживания) и вида подписываемого Электронного документа является:
- Одноразовый пароль (по операциям, требующим использования Одноразового пароля);
- Пароль "Альфа-Клик";
- Код "Альфа-Мобайл", только до установки версии Мобильного приложения "Альфа-Мобайл", которой предусмотрено создание Секретного кода, на Мобильном устройстве Клиента, или при проведении операций на Недоверенном устройстве или Мобильном устройстве, на котором не создан Секретный код;
- Виртуальный токен;
- Секретный код, созданный на Доверенном устройстве;
- Код "Альфа-Мобайл-Лайт";
- Пароль "Альфа-Диалог";
- совокупность следующих атрибутов: Номер телефона сотовой связи Клиента, номер Карты, по счету которой совершается Денежный перевод "Альфа-Чек" (в целях совершения Денежного перевода "Альфа-Чек");
- совокупность следующих атрибутов: Номер телефона сотовой связи Клиента, USSD-команда (в целях совершения Денежного перевода "Альфа-Диалог").
06.09.2021 г. были зафиксированы следующие действия Истца:
06.09.2021 г. в 10:58 (мск.) на номер мобильного телефона Истца +7 977 260 95 06 Банком было направлено смс - сообщение следующего содержания:
"Код для входа в Альфа - Мобайл на мобильном устройстве: ****. ОСТОРОЖНО! Если вы не входите в Альфа - Мобайл", значит код запрашивают МОШЕННИКИ".
Вышеуказанное сообщение было доставлено на номер мобильного телефона Истца, что подтверждается электронным журналом смс и push - уведомлений, адресованных Мордашовой Ю.С. в период с 06.09.2021 г. по 09.09.2021 г. включительно.
Рush-уведомление
- это сообщение, передаваемое на Мобильное устройство Клиента Банком или по инициативе Банка на основании соответствующих протоколов, поддерживаемых программным обеспечением Мобильного устройства Клиента, (раздел 1 Договора о КБО, стр. 19), в связи с чем оно не отображается в детализации услуг, оказанных оператором сотовой связи, поскольку его отправка осуществляется Банком.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в представленных им ранее в материалы дела возражениях допущена описка в части ссылки на направление push-уведомлений на номер мобильного телефона Мордашовой Ю.С. и уточнил свою позицию в данной части, указав, что смс - сообщения направляются на номер телефона, а отправка push - уведомлений производится на мобильное устройство. Кроме того, из пояснений ответчика следует, что доступ в личный кабинет Истца в "Альфа - Мобайл" с иного устройства возможен только при введении кода для входа в "Альфа - Мобайл", направленном в смс - сообщении на номер телефона Мордашовой Ю.С. 06.09.2021 г. в 10:58 (мск.).
06.09.2021 г.
была успешно проведена авторизация с устройства iPhone7, о чем в 11:01 (мск.) на мобильное устройство было направлено push - уведомление следующего содержания:
"Вы авторизовались в приложении с Альфа - Банк в 11:01 (мск.) 06.09.2021 г. На этом устройстве временно действуют ограничения".
Из пояснений ответчика следует, что договором о КБО не установлены ограничения по использованию Клиентом разных технических устройств.
06.09.2021 г.
зафиксированы корректные входы в мобильное приложение "Альфа - Мобайл".
06.09.2021 г. в 23:09:38 (мск.)
был совершен перевод через систему быстрых платежей на сумму 1 500, 00 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек по номеру телефона (получатель +7 9687096230), для осуществления которого на мобильное устройство 06.09.2021 г. в 23:09 (мск.) было направлено push - уведомление следующего содержания:
"Код:****. Подтвердите перевод на сумму 1500, 00 RUR получатель 796*6230". Данная операция Истцом не оспаривается.
07.09.2021 г. в 11:19:38 (мск.)
зафиксирован корректный вход в мобильное приложение "Альфа - Мобайл", после чего в 11:22:24 (мск.) и в 11:22:48 (мск.) соответственно было совершено 2 (Два) перевода через систему быстрых платежей по QR - кодам на сумму 209 990, 00 (Двести девять девятьсот девяносто) рублей 00 копеек и 239 990, 00 (Двести тридцать девять тысяч девятьсот девяносто) рублей 00 копеек соответственно, (подтверждается электронным журналом операций в "Альфа - Мобайл", выпиской по текущему счету Истца), для осуществления которых на мобильное устройство 07.09.2021 г. в 11:22 (мск.) было направлено 2 (Два) push - уведомления следующего содержания:
"Kod:****. Podtverdite oplatu na summu 209990.00 RUR".
"Kod:****. Podtverdite oplatu na summu 239990.00 RUR".
08.09.2021 г. в 11:48 (мск.) осуществлен корректный вход в мобильное приложение Альфа-Мобайл, после чего в 11:50:44 (мск.) совершен перевод через систему быстрых платежей по QR - коду на сумму 99 990, 00 (Девяносто девять тысяч девятьсот девяносто) рублей 00 копеек, (подтверждается электронным журналом операций в "Альфа - Мобайл", выпиской по текущему счету Истца), для осуществления которой на мобильное устройство 08.09.2021 г. в 11:50 (мск.)
было направлено push - уведомление следующего содержания:
"Kod:****. Podtverdite oplatu na summu 99990.00 RUR".
Вышеуказанные смс и push - уведомления были доставлены Истцу, что подтверждается представленным Ответчиком в материалы дела электронным журналом смс и push - уведомлений.
Суд отклонил доводы истца о несоответствии представленных Ответчиком в материалы дела выписок из электронных журналов, которые, по его мнению, не содержат признаков документов, установленного Банком образца, поскольку, во - первых, как следует из п.п. 17. 4 Договора о КБО, подтверждением Верификации и Аутентификации Клиента при использовании услуг "Альфа-Мобайл", "Альфа-Мобайл-Лайт" и "Альфа-Диалог", Интернет Банка "Альфа-Клик", Телефонного центра "Альфа-Консультант", совершении Денежных переводов "Альфа-Оплата", а также подтверждением исполнения Банком поручений Клиента, переданных через Интернет Банк "Альфа-Клик", или посредством услуг "Альфа-Мобайл", "Альфа-Мобайл-Лайт", "Альфа-Диалог", или в рамках Денежных переводов "Альфа-Оплата" являются аудиозаписи и Электронные документы (Электронные журналы, электронные протоколы и т.д.), хранящиеся в Банке. Аудиозапись и электронные документы (Электронные журналы, электронные протоколы и т.п.) предоставляются Банком в качестве подтверждающих документов при рассмотрении спорных ситуаций, в том числе в суде. Во - вторых, Истец не указал, требованиям каких нормативно - правовых актов не соответствуют представленные Ответчиком выписки из электронных журналов.
Истцом подтверждено, что, получив 06.09.2021 г. в 10:58 (мск.) смс - сообщение с кодом для входа на мобильном устройстве, не обратился в адрес - БАНК" с требованием о блокировке удаленных каналов доступа в личный кабинет через приложение "АЛЬФА - Мобайл". Обращение Истца в адрес - БАНК" с целью блокировки удаленных каналов доступа, а также банковской карты состоялось только 08.09.2021 г. в 14:30 (мск.), по факту обнаружения им операций по счету от 07.09.2021 г, 08.09.2021 г. Данное обстоятельство Истцом не оспорено.
Суд отклонил довод Истца о нарушении Ответчиком требования Лицензионного соглашения о программе Apple Developer Program, копия которого была представлена Мордашовой Ю.С. в судебном заседании 28.06.2022 г. и выразившееся, по ее мнению, в передаче Ответчиком персональной и конфиденциальной информации, принадлежащей физическому лица, поскольку не нашел своего документального подтверждения.
Из п.п. 4 Дополнения 1 к вышеуказанному соглашению следует, что к персональной или конфиденциальной информации, принадлежащей физическому лицу, относится номер социального страхования, финансовый счет или информация о транзакциях.
Доказательств передачи Ответчиком данных, отнесенных вышеуказанным соглашением к персональной или конфиденциальной информации, Истцом в материалы дела не представлено.
Суд отклонил довод истца о том, что совершение оспариваемых операций стало возможным вследствие утечки информации по счету при оплате в августе 2021 г. через отделения Банка Ответчика платежей в пользу Управления Федерального Казначейства, когда с целью совершения платежей сотруднику Банка были переданы коды для подтверждения расходных операций, противоречит здравому смыслу.
В соответствии с разделом 3 Приложения N 12 к Договору КБО, ("Особенности формирования и подписания электронных документов в отделении Банка"), в установленных Банком случаях в Отделениях Банка Электронные документы могут подписываться Клиентом и Банком Простой электронной подписью, (п.п. 3.1.).
Ключом Простой электронной подписи Клиента по выбору Клиента является, в частности:
- Одноразовый пароль, формируемый и направляемый Банком в составе SMS-сообщения на Номер телефона сотовой связи Клиента, или ПИН к Карте Клиента, (п.п. 3.2.).
Электронный документ считается подписанным Простой электронной подписью Клиента, если:
- установлен факт направления Банком Одноразового пароля на Номер телефона сотовой связи Клиента (по операциям, требующим использования Одноразового пароля) или
- установлен факт использования Клиентом Ключа (в том числе, путем сообщения Одноразового пароля работнику Банка в Отделении Банка для его введения последним в информационной системе Банка в качестве Ключа Простой электронной подписи Клиента), который совпадает с Ключом, имеющимся в информационных системах Банка, и время ввода Ключа не истекло, (п.п. 3.3.).
Судом установлено, что при обращении Клиента в отделение Банка с целью совершения расходной операции по своему счету, Клиенту на номер мобильной связи Банком направляется смс - сообщение с одноразовым паролем, который сообщается сотруднику Банка для введения его (пароля) в информационную систему Банка, после чего документ считается подписанным Клиентом простой электронной подписью, при этом, доступа сотрудника Банка в личный кабинет Клиента не происходит.
Судом так же установлено, что о совершении расходных операций Ответчик уведомил Истца посредством размещения информации об оспариваемых операциях в интернет - банке, в данном случае, в мобильном интернет - банке "Альфа - Мобайл", подключенном Истцом 01.07.2021 г.
С учетом представленных ответчиком пояснений о процедурах верификации и аутентификации клиентов в системах Банка при совершении ими операций через дистанционные каналы доступа, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемые операции были совершены либо самим Истцом, либо с его согласия третьим лицом/лицами.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь ст.ст.15, 151, 395, 847 ГК РФ, Федеральным законом N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", Законом РФ "О Защите прав потребителей", суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно п.п. 2.6.3. Положения Банка России N 382 - П от 09.06.2012 г, "банковский платежный агент (субагент) обеспечивает регистрацию действий клиентов, выполняемых с использованием автоматизированных систем, программного обеспечения, при наличии технической возможности с учетом выполняемого перечня операций и используемых автоматизированных систем, программного обеспечения, эксплуатация которых обеспечивается банковским платежным агентом (субагентом).
Оператор перевода денежных средств определяет во внутренних документах:
- порядок формирования уникального идентификатора клиента в автоматизированной системе, программном обеспечении;
- перечень кодов действий клиентов, выполняемых при осуществлении переводов денежных средств с использованием автоматизированной системы, программного обеспечения;
- подлежащий регистрации идентификатор устройства;
- порядок регистрации и хранения информации, указанной в абзацах 13 - 16 п.п. 2.6.3. Положения Банка России N 382 - П".
Из возражений ответчика следует, что с 13.09.2012 г. адрес - БАНК" не отслеживает и не хранит данные по IP - адресам в связи с отсутствием технической возможности, кроме того, Банком не производится фиксирование МАС - адресов рабочих станций.
Приказом Банка России от 27 сентября 2018 года N ОД-2525 утверждены следующие признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента:
1. Совпадение информации о получателе средств с информацией о получателе средств по переводам денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных о случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, формируемой Банком России в соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - база данных).
2. Совпадение информации о параметрах устройств, с использованием которых осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств, с информацией о параметрах устройств, с использованием которых был осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, полученной из базы данных.
3. Несоответствие характера, и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции, место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичность (частота) осуществления операций, получатель средств) операциям, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности).
Доказательств соответствия оспариваемых операций критериям необычных операций истцом не представлено.
Суд отклонил довод истца о переводе Ответчиком денежных средств по оспариваемым операциям мемориальными ордерами, которые не отнесены к числу расчетных документов, поскольку Указанием Центрального Банка РФ от 29.12.2008 г. N 2161 - У "О порядке составления и оформления мемориального ордера" установлен порядок составления и оформления мемориального ордера при отражении в бухгалтерском учете операций, совершаемых кредитными организациями.
Формирование данного документа является обязательным в силу вышеуказанного нормативного документа Центрального Банка РФ. По факту совершения оспариваемых Истцом операций Банком, помимо мемориальных ордеров, были сформированы банковские ордеры (NN 30344, 31208 от 07.09.2021 г, N 94942 от 08.09.2021 г, копии которых были приобщены к материалам дела), которые в силу п.п. 1.13. Положения Банка России N 762 - П "О правилах осуществления перевода денежных средств", отнесены к расчетным (платежным) документам Банка, наряду с платежными поручениями, инкассовыми поручениями, платежными требованиями, платежными ордерами.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика убытков и упущенной выгоды, суд исходил из того, что истцом не приведено доказательств нарушения Банком его прав в связи с оказанием услуг в рамках Договора о КБО и наступившими вследствие этого последствиями в виде списания денежных средств со счета, а также наличие причинно - следственной связи между ними.
Согласно п. 14.2.2. Договора о КБО Клиент обязуется не передавать Средства доступа, Кодовое слово, КэшКод, Пароль "Альфа-Диалог", Пароль "Альфа-Клик", Пароль "Альфа-Мобайл", Код "Альфа-Мобайл", Пароль "Альфа-Мобайл-Лайт", Код "Альфа-Мобайл-Лайт", Мобильное устройство, использующееся для получения услуги "Альфа-Мобайл" с возможностью Аутентификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица Клиента/Держателя Дополнительной карты, третьим лицам.
В силу п.14.2.3. Договора о КБО в случае утраты средств доступа, ПИН, а также в случае возникновения риска использования средств доступа, пароля "Альфа-Мобайл" без согласия Клиента/держателя карты, мобильного устройства, использующегося для получения услуги "Альфа-Мобайл" с возможностью аутентификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица Клиента, клиент обязуется незамедлительно уведомить об этом Банк, обратившись в Отделение Банка либо в телефонный центр "Альфа-Консультант". При нарушении Клиентом указанного срока уведомления Банка, Банк не возмещает Клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.
В соответствии с п.14.2.15 Договора о КБО Клиент обязуется
в
случаях утери, кражи, пропажи и иных случаях утраты SIM-карты и/или Мобильного устройства, а также смены SIM-карты или ее передачи третьим лицам по любым основаниям, в случае компрометации Средств доступа Клиент обязан немедленно обратиться в Банк для изменения информации о Номере телефона сотовой связи Клиента, для доставки паролей на подтверждение операций в Интернет Банке "Альфа-Клик" или посредством услуги "Альфа-Мобайл", и отключения услуги "Альфа-Чек", "Альфа-Мобайл", "Альфа-Мобайл-Лайт", "Альфа-Диалог", "Персональные SMS-уведомления" в порядке, установленном Договором. До получения Банком заявления об отключении услуги "Альфа-Диалог", и/или "Альфа-Чек", и/или "Альфа-Мобайл", и/или "Альфа-Мобайл-Лайт" и заявления об изменении Номера телефона сотовой связи Клиента, Клиент несет ответственность за все Денежные переводы "Альфа-Чек", Денежные переводы "Альфа-Мобайл" (в т.ч. переводы совершенные Доверенным лицом), Денежные переводы "Альфа-Диалог", операции в Интернет Банке "Альфа-Клик" и в "Альфа-Мобайл-Лайт", совершенные иными лицами с ведома или без ведома Клиента
В соответствии с п.14.3.12 Договора о КБО Банк вправе в случае Утраты Средств доступа, ПИН и/или Карты списывать со Счета денежные средства в размере сумм операций, которые были проведены с использованием Средств доступа, ПИН и/или Карты, до момента блокирования Клиентом Средств доступа или Карты.
Согласно п. 15.19 Договора о КБО Клиент несет ответственность за все операции, проводимые Клиентом и/или третьими лицами с ведома или без ведома Клиента при использовании услуг "Альфа-Мобайл", "Альфа-Мобайл-Лайт", "Альфа-Чек", "Альфа-Диалог", Интернет Банка "Альфа-Клик", Телефонного центра "Альфа-Консультант".
В силу п. 15.4. Договора о КБО Банк не несет ответственность за возможные убытки Клиента в случае не уведомления и/или несвоевременного уведомления Клиентом/Держателем карты Банка об утрате аутентификационных данных и/или компрометации реквизитов Карточного токена.
В соответствии с п. 15.5 Договора о КБО Банк не несет ответственности в случае, если информация, передаваемая при использовании услуг "Альфа-Чек", "Альфа-Мобайл", "Альфа-Мобайл-Лайт", "Альфа-Диалог", "Персональные SMS-уведомления", Интернет Банка "Альфа-Клик", банкомата Банка и Телефонного центра "Альфа-Консультант", совершении Денежного перевода "Альфа-Оплата", в том числе о Счетах, Картах, Средствах доступа, станет известной иным лицам в результате прослушивания или перехвата канала сотовой и телефонной связи во время их использования, а также в случае недобросовестного выполнения Клиентом условий хранения и использования Средств доступа и/или Мобильного устройства, использующегося для получения услуги "Альфа-Мобайл" с возможностью Аутентификации по отпечатку пальца руки/биометрии лица Клиента/Держателя Дополнительной карты.
Поручения на совершение оспариваемых Истцом операций были исполнены Банком только после положительных результатов проверки соответствия введенных одноразовых паролей, информации, содержащейся в базе данных Банка, у Банка отсутствовали основания полагать, что распоряжения даны не Мордашовой Ю.С.
На момент совершения спорных операций Истец не сообщал в Банк об утрате средств доступа, корректное введение направленных на номер телефона/мобильное устройство кодов, а также представленные доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что оспариваемые операции совершены самим Истцом, либо в результате нарушения им условий Договора о КБО, выразившихся в передаче третьим лицам Средств доступа.
Отказывая в удовлетворении взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств нарушения Банком условий заключенного с фио Договора о КБО.
Из п.п. 14.1.6. Договора о КБО следует, что стороны согласовали, что в случаях несвоевременного зачисления на Счет поступивших денежных средств либо их необоснованного списания, а также невыполнения указаний клиента о переводе денежных средств либо об их выдаче с указанных счетов Банк уплачивает клиенту на эту сумму неустойку в размере:
- для счетов в рублях Российской Федерации - 0. 01 % (ноль целых одна сотая процента) на просроченную (необоснованно списанную, не переведенную или не выданную) сумму за каждый день просрочки, (п.п. 14.1.6.1. Договора о КБО);
- для счетов в иностранной валюте - 0, 01 % (ноль целых одна тысячная процента) на просроченную (необоснованно списанную, не переведенную или не выданную) сумму за каждый день просрочки, (п.п. 14.1.6.2. Договора о КБО).
Выплата Банком неустоек, предусмотренных п.п. 14.1.6. Договора о КБО, исключает возможность предъявления Клиентом иных требований о возмещении убытков, (п.п. 14.1.8. Договора о КБО).
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд исходил из того, что истцом не указаны какие именно физические или нравственные страдания были причинены именно ему, а также не представлены доказательства, подтверждающие причинения морального вреда.
Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании с Ответчика штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, суд исходит из того, что истцу отказано в удовлетворении основных исковых требований.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правильными и обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что push-уведомления с кодами подтверждения по оспариваемым операциям направлялись ответчиком на мобильное устройство, не принадлежащее истцу, не состоятельны, поскольку доступ в личный кабинет истца в "Альфа-Мобайл" с иного устройства был возможен только при введении кода для входы в "Альфа-Мобайл", направленного в смс-сообщении на номер телефона Мордашовой Ю.С. 06 сентября 2021 г. в 10 час. 58 мин, факт получения которого истцом не оспаривался, следовательно при последующем направлении push-уведомлений на мобильное устройство ответчик исходил из того, что они адресованы непосредственно истцу
Поручения на совершение оспариваемых истцом операций были исполнены Банком только после положительных результатов проверки соответствия введенных одноразовых паролей, информации, содержащейся в базе данных Банка, у Банка отсутствовали основания полагать, что указанные операции содержат признаки осуществления переводов денежных средств без согласия клиента, а также основания полагать, что распоряжения даны не фио
В целом, изложенные в апелляционной жалобе доводы повторяют доводы, изложенные истцом в исковом заявлении, выражают его несогласие с выводами суда, однако, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, т.к. иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 08 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Мордашовой Ю.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.