Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 сентября 2006 г. N А66-15454/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 сентября 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Грачевой И.Л. и Коробова К.Ю.,
при участии от финансового управления администрации города Твери Чебесковой Л.А. (доверенность от 05.04.2006 N 717),
рассмотрев 07.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу финансового управления администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.04.2006 по делу N А66-15454/2005 (судья Борцова Н.А.),
установил:
Департамент финансов Тверской области обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации города Твери о взыскании за счет бюджета муниципального образования город Тверь 65 000 000 руб. задолженности перед бюджетом Тверской области по договору от 05.08.2004 N 15 и 12 386 832 руб. договорной неустойки за невозврат бюджетных средств, полученных по беспроцентной бюджетной ссуде.
В связи с погашением ответчиком основной суммы долга истец уточнил исковые требования и просил взыскать 12 917 665 руб. неустойки. Определением от 16.01.2006 суд прекратил производство по делу в части взыскания 65 000 000 руб. задолженности по возврату бюджетной ссуды в связи с отказом истца от исковых требований в данной части.
Департамент финансов Тверской области до принятия решения судом первой инстанции уточнил исковые требования и просил взыскать 12 917 665 руб. неустойки с муниципального образования город Тверь в лице его администрации. Определением от 27.02.2006 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены муниципальное образование город Тверь в лице его администрации и финансовое управление администрации города Твери.
Решением от 27.04.2006 с казны муниципального образования город Тверь в пользу департамента финансов Тверской области взыскано 12 917 665 руб. неустойки. В отношении требований к муниципальному образованию город Тверь в лице администрации города Твери в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело повторно не рассматривалось.
В кассационной жалобе финансовое управление администрации города Твери просит отменить решение. По мнению заявителя, принятие закона Тверской области от 11.10.2005 N 125-ЗО "О внесении изменений и дополнений в Закон Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2005 год", в статью 20 Закона Тверской области "Об областном бюджете Тверской области на 2005 год" можно трактовать как объявление мероприятий по погашению задолженности по бюджетным кредитам (ссудам) и начислению пени за их несвоевременный возврат.
В связи с изложенным финансовое управление администрации города Твери полагает, что пеню за нарушение сроков возврата беспроцентной бюджетной ссуды возможно начислять только с 11.10.2005 - с момента, когда появилась возможность получить информацию о муниципальных образованиях, получивших право на погашение просроченной задолженности в соответствии с пунктом 4 закона Тверской области от 11.10.2005 N 125-ЗО.
В судебном заседании представитель финансового управления администрации города Твери поддержал доводы кассационной жалобы.
Департамент финансов Тверской области и администрация города Твери надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили. С учетом изложенного кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между департаментом финансов Тверской области (ссудодатель) и администрацией города Твери (ссудополучатель) заключен договор от 05.08.2004 N 15 о предоставлении беспроцентной бюджетной ссуды на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета муниципального образования.
Предметом договора является предоставление на возвратной основе беспроцентной бюджетной ссуды за счет средств областного бюджета в размере 85 000 0000 руб. (пункт 1.1 договора). Срок возврата ссуды - 20.12.2004 (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 3.1 договора за просрочку уплаты бюджетной ссуды в срок, установленный пунктом 1.2 договора, с ссудополучателя взимается пеня в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки. Штрафные санкции применяются начиная со дня, следующего за днем, когда должен быть совершен возврат бюджетной ссуды в соответствии с пунктом 1.2 договора.
Поскольку ссудополучатель в нарушение условий договора от 05.08.2004 несвоевременно вернул основную сумму долга (20 000 000 руб. - 25.10.2005, а оставшуюся сумму задолженности только после обращения ссудодателя с настоящим иском в арбитражный суд), департамент финансов Тверской области просит взыскать 12 917 665 руб. неустойки за несвоевременный возврат бюджетных средств.
Указанные обстоятельства установлены судом и не оспариваются лицами, участвующими в деле. Разногласия между ссудодателем и ссудополучателем относительно размера взыскиваемой неустойки отсутствуют (л.д. 51, 62).
Возникшие между департаментом финансов Тверской области и администрацией города Твери отношения по поводу предоставления на возвратной основе бюджетных средств обоснованно квалифицированы судом первой инстанции как гражданско-правовые, поскольку не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны договора другой (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Обязанность ссудополучателя возвратить департаменту финансов Тверской области денежные средства 20.12.2004 предусмотрена пунктом 1.2 договора, а исполнение указанного обязательства обеспечивается неустойкой за нарушение срока возврата 85 000 000 руб. (пункт 3.1 договора).
Довод подателя кассационной жалобы о том, что неустойка должна начисляться с 11.10.2005 - даты принятия закона Тверской области N 125-ЗО, является неправомерным, поскольку названный правовой акт не регулирует и не изменяет возникшие между участниками спора договорные отношения, не устанавливает для них какие-либо обязательные правила.
Соглашение о неустойке содержится в договоре от 05.08.2004, согласно которому штрафные санкции применяются начиная со дня, следующего за днем, когда должен быть совершен возврат бюджетной ссуды, т.е. с 25.12.2004.
При таких обстоятельствах судом правильно применены нормы материального права и обоснованно удовлетворены исковые требования.
С учетом изложенного решение подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба Финансового управления администрации города Твери - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27.04.2006 по делу N А66-15454/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Финансового управления администрации города Твери без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
К.Ю. Коробов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2006 г. N А66-15454/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника