Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 сентября 2006 г. N А56-27079/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Сеничевой М.Г. (доверенность от 10.01.2006 N 11-06/7), рассмотрев 06.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 по делу N А56-27079/2005, (судья Захаров В.В.),
установил:
Гаражный потребительский кооператив N 8 (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (далее - инспекция) от 27.05.2005 N 03-05/12434.
Решением суда от 05.04.2006 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт. По мнению подателя жалобы, подпункт 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) содержит исчерпывающий перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты единого социального налога. Положения названной статьи на гаражные потребительские кооперативы не распространяются, в связи с чем, суммы, которые он за счет членских взносов в 2002-2004 годах выплатил лицам, выполнявшим работы для кооператива, подлежат налогообложению.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления кооперативом единого социального налога и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 30.03.2005, по результатам которой составила акт от 29.04.2005 N 33.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что Гаражный потребительский кооператив N 8 был создан в 1998 году на базе потребительского общества "Автомобилист", его основными видами деятельности являются строительство гаражей для хранения автомобилей и мотоциклов, а также эксплуатация гаражного хозяйства. При этом налоговый орган посчитал, что поскольку строительством кооператив не занимался, а из его названия следует, что основным видом его деятельности является эксплуатация гаражного хозяйства, то суммы, выплаченные им за счет членских взносов в 2002-2004 годах лицам, выполнявшим работы для кооператива (председателю, бухгалтеру и членам кооператива по трудовым соглашениям) неправомерно были отнесены к необлагаемым единым социальным налогом на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных кооперативом возражений инспекция приняла решение от 27.05.2005 N 03-05/12434 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, поскольку о возможности применения льготы, предусмотренной подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, кооператив был письменно уведомлен налоговым органом 07.03.2001. При этом заявителю было предложено уплатить 75 789 руб. единого социального налога за период с 2002 по 2004 год и 2460,74 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
Посчитав решение налогового органа незаконным, кооператив обратился с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает жалобу налогового органа не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ, не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Указанная норма определяет организационно-правовые формы организаций, производящих выплаты за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Из материалов дела следует, что вывод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на применение льготы, предусмотренной подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, фактически основан на отсутствии в наименовании кооператива слова "строительный". По мнению инспекции, перечень организаций, указанный в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, является исчерпывающим и не допускает расширительного толкования.
Однако кассационная инстанция считает, что такое буквальное толкование правовой нормы без учета ее смысла ошибочно.
Основным критерием включения некоммерческой организации в этот перечень является не наименование организации, а ее организационно-правовая форма (специализированные потребительские кооперативы), вид фактически осуществляемой деятельности, которая должна быть связана с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений - садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов, а также характер выполненных для нее работ (оказанных услуг) и факт оплаты этих работ (услуг) за счет членских взносов.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено кодексом.
Все перечисленные в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ некоммерческие организации в форме потребительского кооператива в силу пункта 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации характеризуются как добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В соответствии со статьей 51 Закона "О кооперации в СССР" граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей.
Основным направлением деятельности этих кооперативов и товариществ является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов, гаражей и т.п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества), а также оказание членам кооператива (товарищества) услуг, соответствующих целям его создания.
Таким образом, перечень организаций, приведенный в подпункте 8 пункта 1 статьей 238 НК РФ, не является исчерпывающим, в нем указаны лишь основные сферы деятельности кооперативов (товариществ), имеющих право не облагать налогом указанные в названной норме Кодекса суммы.
Согласно уставу Гаражного потребительского кооператива N 8 его целью являлось не извлечение прибыли из своей деятельности, а удовлетворение потребностей членов кооператива за счет строительства гаражей для хранения автомобилей и мотоциклов, а также эксплуатация гаражного хозяйства.
Основой формирования имущества кооператива являются взносы членов кооператива. При этом налоговый орган не оспаривает тот факт, что выплаты лицам, выполнявшим работы для кооператива, осуществлялись за счет членских взносов.
Поскольку организационно - правовая форма кооператива полностью соответствует установленным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ критериям, то суммы, выплачиваемые кооперативом за счет его членских взносов лицам, выполнившим для него работы (услуги), не подлежат обложению единым социальным налогом.
При указанных обстоятельствах у инспекции не было оснований для доначисления кооперативу сумм единого социального налога по результатам выездной налоговой проверки.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2006 по делу N А56-27079/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2006 г. N А56-27079/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника