Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 сентября 2006 г. N А44-515/2006-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Михайловской Е.А., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 14.09.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.04.06 (судья Пестунов О.В.) по делу N А44-515/2006-15,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТК Европа Авто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 03.03.06 N 05-12/851 и N 05-12/853 о взыскании налоговых санкций.
Решением суда от 20.04.06 заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, при вынесении оспариваемых решений инспекция не нарушила порядок, предусмотренный статьей 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и не пропустила срок давности взыскания налоговой санкции, установленный статьей 115 НК РФ, поскольку срок для вынесения решения о взыскании санкций Налоговым кодексом не определен.
Представители общества и инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь 2005 года, результаты которой отразила в акте от 18.10.05. По результатам проверки налоговый орган принял решение от 10.11.05 N 05-12/1095 об отказе обществу в возмещении заявленной суммы НДС, о доначислении 215 181 руб. неуплаченного налога, а также привлек налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 43 036 руб. штрафа и, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания 3 100 руб. штрафа.
Требованиями от 10.11.05 N 05-12/851 и N 05-12/853 инспекция предложила налогоплательщику уплатить в добровольном порядке указанные суммы штрафных санкций в срок до 26.11.05.
Поскольку общество добровольно не уплатило штраф в установленный в требованиях срок, налоговый орган в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, принял 03.03.06 решения N 05-12/851 и N 05-12/853 о взыскании штрафных санкций за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Общество не согласилось с решениями налогового органа от 03.03.06 и обжаловало их в арбитражный суд.
По мнению кассационной инстанции, арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования заявителя.
С 01.01.06 Федеральным законом N 137-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности статья 114 НК РФ (налоговые санкции) дополнена пунктом 7, согласно которому налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке (в том числе бесспорном), предусмотренном НК РФ, и введена в действие статья 103.1 НК РФ, которая устанавливает бесспорный порядок взыскания с налогоплательщиков налоговых санкций.
Согласно пунктам 1 и 3 указанной статьи в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
В соответствии с пунктом 7 статьи 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Довод инспекции о правомерности применения в данном случае статьи 46 НК РФ несостоятелен. Поскольку статья 103.1 НК РФ предусматривает специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков и не содержит отсылки к статье 46 Кодекса, положения указанной статьи (ст. 46 НК РФ) о взыскании санкций во внесудебном порядке в данном случае не применяются.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, решения налогового органа от 03.03.06 N 05-12/851 и N 05-12/853 о взыскании штрафных санкций за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, принятые в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, не соответствуют законодательству.
Такой вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 22.06.06 N 30.
Признавая недействительным решение инспекции N 05-12/851 о взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении налоговым органом срока давности взыскания санкций, предусмотренного статьей 115 НК РФ. При этом суд исчислил указанный срок с момента, когда налоговый орган, по мнению суда, должен был обнаружить совершенное правонарушение, то есть с даты, следующей за истечением срока представления документов, установленного в требовании (с 16.08.05).
Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
В данном случае налоговое правонарушение, квалифицируемое пунктом 1 статьи 126 НК РФ, зафиксировано в акте налоговой проверки от 18.10.05.
Таким образом, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.1 (абзац 6) постановления от 14.07.05 N 9-П, начало течения шестимесячного срока давности следует исчислять с даты составления акта налоговой проверки.
Однако, ошибочный вывод суда не. привел к принятию незаконного решения.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.04.06 по делу N А44-515/2006-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
ИФНС полагает, что установленный данной нормой срок для взыскания налоговой санкции не нарушен, поскольку срок для вынесения решения о взыскании санкций НК РФ не определен.
Признавая позицию налогового органа неправомерной, суд первой инстанции указал на то, что налоговым органом пропущен срок давности взыскания санкций. При этом указанный срок исчисляется с момента, когда налоговый орган должен был обнаружить совершенное правонарушение, то есть с даты, следующей за истечением срока установленного в требовании о предоставлении документов.
При рассмотрении дела по кассационной жалобе налогового органа федеральный арбитражный суд указал следующее. С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 14.07.2005 г. N 9-П, начало течения шестимесячного срока давности следует исчислять с даты составления акта налоговой проверки.
Иными словами, в данном случае шестимесячный срок давности следует исчислять с даты составления акта налоговой проверки, а не с момента, когда налоговый орган должен был обнаружить совершенное правонарушение.
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа, решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 сентября 2006 г. N А44-515/2006-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника