Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, и судей фио, фио, при секретаре Ю.А. Карасевой, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе О.В. Кузьминой, Л.И. Кузьминой на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 3 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного иска И О.В. Кузьминой, Л.И. Кузьминой к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения от 3 июня 2019 г. N 21106 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: адрес", восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛА:
О.В. Кузьмина, Л.И. Кузьмина обратились в суд с настоящим административным иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным распоряжения от 3 июня 2019 г. N 21106 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: адрес", ссылаясь на нарушение права административный истцов на благоприятные условия проживания.
По мнению административных истцов, нарушив требования в области охраны окружающей среды и градостроительные нормы, Департамент своими действиями поставил под угрозу уничтожения зеленые насаждения, которые располагались на земельном участке.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 3 августа 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В своей апелляционной жалобе О.В. Кузьмина, Л.И. Кузьмина просят решение суда отменить.
В заседании судебной коллегии О.В. Кузьмина доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства Москвы М.В. Руденко по доверенности возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представители Москлмархитектуры по доверенности фио и Московского городского фонда реновации жилой застройки М.Ю. Губин присоединились к правовой позиции Департамента городского имущества г. Москвы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 4 КАС РФ судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ достаточным условием для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о том что права административного истца в результате принятия решения, совершения действий (бездействия), по поводу которых возник спор, не нарушены.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Согласно п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
Применительно к приведенным законоположениям и требованиям ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд верно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства.
3 июня 2019 года Департаментом городского имущества г. Москвы (далее-Департамент) издано распоряжение N 21106 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: адрес".
Территория указанного земельного участка включена Правительством Москвы в адресный перечень кварталов (территорий), в границах которых планируется осуществить проектирование и строительство "стартовых" многоквартирных жилых домов для обеспечения "волнового переселения" граждан после 1 января 2022 года, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2017 года N708-ПП (пункт 3.21).
1 августа 2019 года Москомархитектурой был оформлен градостроительный план земельного участка NRU77151000-046042, который предусматривал вид разрешенного использования земельного участка - размещение жилых домов для разделения на квартиры, благоустройство и озеленение придомовых территорий, обустройство спортивных и детских площадок, размещение наземных и подземных автостоянок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое распоряжение вынесено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого распоряжения соблюден, основания для принятия оспариваемого распоряжения имелись.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
На основании части 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу части 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента в том числе по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
В силу пункта 4.2.5 Положения Департамент принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, находящегося в федеральной собственности, либо земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Департамент принимает решения об утверждении проектов межевания территории в случае их подготовки в виде отдельного документа (пункт 4.2.8 Положения).
Указанные нормы не были нарушены при утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку земельный участок с адресным ориентиром: адрес был образован из публичных земель, находящихся в собственности города Москвы.
Доводы административных истцов о нарушении природоохранного законодательства суд первой инстанции обоснованно отклонил, спорный земельный участок не относится к особо охраняемым природным территориям.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции обоснованно рассмотрел дело в отсутствии административного истца фио, при наличии сведений о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Департаментом доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства того, что обжалуемое распоряжение принято в рамках предоставленной ей законом компетенции, порядок принятия оспариваемого распоряжения соблюден, основания для принятия оспариваемого распоряжения имелись, содержание оспариваемого распоряжения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административными истцами не доказан факт нарушения прав, свобод и законных интересов.
В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционных жалоб, направленных на отмену обжалуемого судебного акта, отмечая, что в основном они повторяют позицию, заявленную в суде первой инстанции, которая были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, по материалам административного дела, в том числе, исходя из доводов апелляционных жалоб, не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 3 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.