Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 сентября 2006 г. N А56-51652/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Баранова А.M. (доверенность от 22.08.2006 N 03-06/7524),
рассмотрев 14.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2006 по делу N А56-51652/2005 (судья Трохова М.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения "Кировский лесхоз" (далее - Лесхоз) 67 950 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), 2151 руб. пеней и 13 518 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 19.05.2006 суд отказал Инспекции в удовлетворении заявленных требований, признав правомерным применение Лесхозом подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ при выполнении работ по отводу лесосек.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятое по делу решение суда и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, решение Инспекции от 04.07.2005 N 10-05/9702 соответствует нормам налогового законодательства, так как в силу пункта 43 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила) и пункта 4 Наставления по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 N 155 (далее - Наставление) "выполнение работ по отводу лесосек не является исключительным полномочием лесхоза и не подпадает под положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ".
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Лесхоза в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно решению от 04.07.2005 N 10-05/9702, принятому в результате проверки декларации Лесхоза по НДС за март 2005 года, Инспекция признала неправомерным исключение на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ из объектов налогообложения выручки в сумме 375 499 руб., полученных от выполнения работ по отводу лесосек (раздел 6 декларации, код операции - 1010804), вследствие чего начислила к уплате 67 590 руб. НДС и 2151 руб. пеней, а также привлекла налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде 13 518 руб. штрафа, предложив указанные суммы недоимки, пеней и налоговой санкции уплатить в срок, указанный в требовании.
Данное решение налогового органа основано на том, что согласно пункту 4 Наставления выполнение работ по отводу лесосек не является исключительными полномочиями лесхозов, а следовательно, положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не распространяются на операции по выполнению таких работ (подготовке лесосечного фонда), поэтому указанные операции подлежат обложению НДС на общих основаниях.
Поскольку налогоплательщик не исполнил направленные на основании указанного решения требования налогового органа от 13.07.2005 N 1871 об уплате налоговой санкции и N 46377 об уплате налога в срок до 23.07.2005, Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с Лесхоза названных сумм недоимки, пеней и налоговой санкции.
Кассационная коллегия считает, что суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения при исчислении НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
В данном случае из статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее -ЛК РФ) в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" следует, что территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Согласно же статье 116 ЛК РФ порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551. В пунктах 34 и 43 этих Правил предусмотрено, что лесхозы производят отвод и материально-денежную оценку лесосек для проведения рубок главного пользования, а также для проведения рубок промежуточного пользования в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством.
Несостоятельной кассационная инстанция считает ссылку Инспекции на пункт 4 Наставления, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 N 155. Согласно названной норме отвод и таксация лесосек осуществляются работниками лесного хозяйства под непосредственным руководством лесничих, их помощников, лесоустроительными предприятиями ГО "Леспроект", а также специализированными группами, создаваемыми территориальными органами управления лесным хозяйством или лесхозами. Однако ответственность за соблюдение Наставления возлагается на директора и главного лесничего лесхоза.
Вместе с тем положения пункта 4 Наставления противоречат пункту 43 Правил, в которых указано, что обязанности по отводу и материально-денежной оценке лесосек возложены на лесхозы. Кроме того, в силу статьи 116 ЛК РФ порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, а не Наставлением. Согласно же статье 1 ЛК РФ в случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон. Таким образом, при рассмотрении спорных правоотношений следует руководствоваться положениями пункта 43 Правил.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что выполнение работ по отводу и таксации лесосек относятся к исключительным полномочиям Лесхоза, а полученная от реализации этих работ выручка не подлежит обложению НДС в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Следовательно, Лесхоз правомерно не включил в налоговую базу выручку в размере 375 499 руб., а у Инспекции отсутствовали законные основания для начисления к уплате 67 590 руб. НДС и 2151 руб. пеней, а также для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога, и взыскания 13 518 руб. штрафа.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции на основании всесторонней и объективной оценки имеющихся в деле доказательств, что не соответствует полномочиям кассации, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2006 по делу N А56-51562/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несостоятельной кассационная инстанция считает ссылку Инспекции на пункт 4 Наставления, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.06.1993 N 155. Согласно названной норме отвод и таксация лесосек осуществляются работниками лесного хозяйства под непосредственным руководством лесничих, их помощников, лесоустроительными предприятиями ГО "Леспроект", а также специализированными группами, создаваемыми территориальными органами управления лесным хозяйством или лесхозами. Однако ответственность за соблюдение Наставления возлагается на директора и главного лесничего лесхоза.
Вместе с тем положения пункта 4 Наставления противоречат пункту 43 Правил, в которых указано, что обязанности по отводу и материально-денежной оценке лесосек возложены на лесхозы. Кроме того, в силу статьи 116 ЛК РФ порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины при рубках устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, а не Наставлением. Согласно же статье 1 ЛК РФ в случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон. Таким образом, при рассмотрении спорных правоотношений следует руководствоваться положениями пункта 43 Правил.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что выполнение работ по отводу и таксации лесосек относятся к исключительным полномочиям Лесхоза, а полученная от реализации этих работ выручка не подлежит обложению НДС в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ. Следовательно, Лесхоз правомерно не включил в налоговую базу выручку в размере 375 499 руб., а у Инспекции отсутствовали законные основания для начисления к уплате 67 590 руб. НДС и 2151 руб. пеней, а также для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога, и взыскания 13 518 руб. штрафа."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2006 г. N А56-51652/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника