Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре И.В. Бондарь, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Я.М. Фахми по доверенности фио на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 июля 2022 года, которым постановлено:
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Гагаринский от 8 июля 2022 года N 4/3 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский по многомандатному избирательному округу N 4 Фахми Ясмин Мохамедовны",
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Гагаринский на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Гагаринский.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Гагаринский от 8 июля 2022 г. N4/3 зарегистрирован кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N4 Я.М. Фахми, выдвинутая в порядке самовыдвижения (л.д.12).
Административный истец фио, которая также является зарегистрированным кандидатом по этому же избирательному округу, просила суд признать незаконным решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Гагаринский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N4 Я.М. Фахми, указывая на сообщение недостоверных и неподтвержденных сведений об образовании кандидата, ненадлежащее заверение копии паспорта, а также на неоговоренные исправления в подписных листах.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 июля 2022 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Я.М. Фахми по доверенности фио ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представителя заинтересованного лица Я.М. Фахми по доверенности фио доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца Е.В. Гильвановой по доверенности фио просил решение суда оставить без изменения.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Гагаринский по доверенности фио согласился с решением суда, полагал, что кандидатом Я.М. Фахми были допущены нарушения избирательного законодательства.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, заключение прокурора фио, поддержавшей доводы апелляционного представления, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что отсутствуют предусмотренные частью 2 ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 27 июня 2022 года Я.М. Фахми представила в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Гагаринский документы по выдвижению ее кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский по многомандатному избирательному округу N4, в том числе, архивную справка, подтверждающую получение высшего образования, и подписные листы, содержащие 24 подписей в поддержку выдвижения Я.М. Фахми в кандидаты в депутаты в Совет муниципального округа Гагаринский.
Так же установлено, что Я.М. Фахми в избирательную комиссию представлена заверенная копия паспорта на двух листах, включающая 2, 3, 5 страницы паспорта, страницы паспорта 18-19 паспорта были представлены и собственноручно заверены представителем фио.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Гагаринский от 8 июля 2022 г. N4\3 зарегистрирован кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Гагаринский по многомандатному избирательному округу N4 Фахми Ясмин Мохамедовна.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение о регистрации кандидата незаконным, суд пришел к выводу, что наличие очевидных неоговоренных исправлений в подписных листах ставит под сомнение как волеизъявление избирателей в выдвижении кандидата Я.М. Фахми, так и идентификацию избирателей, кроме того документы, представленные в избирательную комиссию и заверенные неуполномоченным лицом, не могут быть признаны оформленными в соответствии с требованиями закона.
Кроме того, в нарушение вышеуказанных норм избирательного законодательства кандидатом Я.М. Фахми в качестве документа, подтверждающего указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о профессиональном образовании, представлена не копия диплома, либо дубликат диплома, как того требует законодательство, а архивная справка из университета.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города Москвы от 6 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы"
Согласно пунктам 1, 2 статьи 32 и пункту 1.1 статьи 35 Федерального закона N67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения и выдвижения избирательным объединением. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
В соответствии пп. "в", "в.1" п. 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, п.3-3.1 ч.20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, основанием для отказа в регистрации являются:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
В соответствии с п. 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с пп. "а", п.2.2. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляется копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.
В соответствии с п.1 Постановления ЦИК России от 4 июня 2014 г. N233/1478-6 "Об определении страниц паспорта гражданина Российской Федерации, копии которых представляются в избирательные комиссии при выдвижении (самовыдвижении) кандидатов, списка кандидатов" к представляемому в избирательные комиссии заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться прилагаются копии следующих страниц паспорта гражданина Российской Федерации:
второй страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений об органе, выдавшем основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, дате выдачи, коде подразделения, личном коде, а также проставление личной подписи;
третьей страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений о фамилии, имени, отчестве, поле, дате рождения и месте рождения, а также наличие фотографии;
пятой страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений (отметок) о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета, а при наличии соответствующих отметок на других страницах - также всех страниц паспорта, содержащих отметки (возможность
проставления отметок предусмотрена на шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой страницах паспорта);
восемнадцатой и девятнадцатой страниц Паспорта, на которых предусмотрено указание сведений (отметок) о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории (за пределами территории) Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
В соответствии с п.2.2. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании.
В соответствии с пп.3 п.7 ст. статьи 60 Федерального закона "Об образовании" от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации (квалификаций):
среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);
высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра).
Также согласно абз.3 ч. 1 "Разъяснений по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата", утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 апреля 2014 года N235/1488-6, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия, номер, дата выдачи) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа.
В соответствии с п. 2 статьи 33 Федерального закона в заявлении о согласии баллотироваться указываются основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно п. 57 ст. 2 Федерального закона N67-ФЗ род занятий - документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
В соответствии с п.2.2. статьи 33 Федерального закона N67-ФЗвместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Частью 1 статьи 31.1 Избирательного кодекса города Москвы предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Согласно части 2 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме, согласно приложению 8 к Федеральному закону (часть 5 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы).
Следует признать, что эти требования избирательного законодательства не были соблюдены кандидатом в депутаты Я.М. Фахми, поскольку страницы паспорта кандидата не заверены надлежащим лицом, не подтверждены Я.М. Фахми и заявленные сведения об образовании.
Кроме того суд первой инстанции учел, что все сведения об избирателях в подписных листах, включая год рождения, адрес места жительства и серию, номер паспорта выполнены самими избирателями. Таким образом, изменения в указанные данные также могут вносится только и исключительно теми же избирателями, которые внесли указанные сведения.
Однако и эти требования закона были нарушены, так как исправления записи, выполненные избирателем, внесены сборщиком подписей, а именно:
Лист 9 строка 2 - в графе "серия и номер паспорта";
Лист 8 строка 1 - в графе "год рождения";
Лист 10 строка 2 - в графе адрес места жительства - исправление в форме дописки.
Лист 8 строка 2 - исправлена буква "л" на букву "к" в фамилии избирателя.
Лист 4 строка 1 - исправление в серии паспорта (цифра 3 исправлена на цифру 5).
В рассматриваемом случае все выявленные исправления не были специально оговорены сборщиком подписей, которым являлся сам кандидат.
Согласно пп. "г" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
В соответствии с пп. "д" п. 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, п.5 ч.20 статьи 37 Избирательного округа города Москвы недостаточное количество? представленных кандидатом достоверных подписей является основанием для отказа регистрации кандидата.
Принимая во внимание формальный характер требований избирательного законодательства, судебная коллегия находит доводы жалобы о несущественности нарушений закона необоснованным.
В апелляционной жалобе указано на рассмотрение судом дела в отсутствие заинтересованного лица Я.М. Фахми 26 июля 2022 года, при отсутствии надлежащего извещения.
Этот довод не влечет отмену решения суда по процессуальным основаниям, поскольку при рассмотрении этого дела судом был допущен представитель заинтересованного лица Я.М. Фахми, который имел полномочия на представление ее интересов. Кроме того, согласно протоколу судебного заседания представитель заинтересованного лица в судебном заседании не возражал против рассмотрения дела в отсутствие Я.М. Фахми, которая находилась за пределами города Москвы. Таким образом, право заинтересованного лица на судебную защиту не было нарушено.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, поскольку регистрация другого кандидата была произведена с существенными нарушениями избирательного законодательства, нарушило принцип равенства кандидатов.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 26 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.