Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре М.С. Бранец, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе административного истца К.С. Янкаускаса на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 29 июля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска К.С. Янкаускаса к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Зюзино о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Зюзино в г. Москве по многомандатному избирательному округу N1,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Зюзино на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Зюзино.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Зюзино от 11 июля 2022 г. N6/6 отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Зюзино в г. Москве по многомандатному избирательному округу N1 К.С. Янкаускаса, выдвинутому в порядке самовыдвижения (л.д.8-9).
Административный истец К.С. Янкаускас, просил суд признать незаконным решение об отказе в регистрации кандидата, поскольку выводы избирательной комиссии о его причастности к деятельности экстремистской организации не соответствуют действительности.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 29 июля 2022 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе К.С. Янкаускаса ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии К.С. Янкаускас доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Зюзино по доверенности фио просил решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 18 июня 2022 года К.С. Янкаускасом в избирательную комиссию представлены документы, уведомляющие о самовыдвижении кандидата по многомандатному избирательному округу N1 на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Зюзино.
Действуя в пределах своей компетенции и во исполнение требований пункта 6 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избирательная комиссия 20 июня 2022 года обратилась в государственные органы, в том числе, Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве с запросами о проверке кандидата К.С. Янкаускаса на предмет причастности к деятельности экстремистских либо террористических организаций.
По результатам проведенной проверки из Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в избирательную комиссию поступил ответ от 22 июня 2022 года, согласно которому решением Московского городского суда от 9 июня 2021 года по административному делу N3а-1573/2021 запрещена деятельность общественного движения "Штабы Навального". Кандидат в депутаты К.С. Янкаускас был непосредственно причастен к деятельности этого общественного движения, что и явилось основанием для принятия избирательной комиссией оспариваемого решения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал на наличие законодательных ограничений пассивного избирательного права для лиц, причастных к деятельности экстремистских организаций.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно приведенному федеральному закону граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32).
Под пассивным избирательным правом поднимается право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подпункт 27 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, положения которого подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям в силу статьи 3 Федерального закона от 4 июня 2021 года N157-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.
Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Подпункт "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункт 1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы предусматривают, что отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является основанием для отказа в его регистрации.
Факт причастности К.С. Янкаускаса к деятельности общественного движения "Штабы Навального" подтверждается вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 9 июня 2021 года по административному делу N3а-1573/2021.
Указанным решением деятельность общественного движения "Штабы Навального" запрещена на территории Российской Федерации.
Кроме того, в названном решении суд указал К.С. Янкаускаса в качестве активиста общественного движения "Штабы Навального", которому наравне с руководителями экстремистской организации объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона, он привлекался к административной ответственности (л.д. 149).
Таким образом, результаты проверки избирательной комиссии подтвердили причастность К.С. Янкаускаса к деятельности запрещенной экстремистской организации, что опровергает довод апелляционной жалобы истца о недоказанности обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у кандидата пассивного избирательного права.
Установленные выше обстоятельства получили надлежащую правовую оценку судом по правилам ст. 62 КАС РФ в соответствии с названными выше законоположениями.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 октября 2013 года N20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотребления и криминализации публичной власти, легитимность которой во много основывается на доверии общества; создавая такие правовые механизмы, законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе, вправе использовать для достижения указанных целей ограничения пассивного избирательного права, а также предусмотреть определенные условия ее реализации.
Ограничение пассивного избирательного права для лиц, причастных к деятельности экстремистских организаций, предусмотрено пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, положения которого правильно применены судом при рассмотрении настоящего дела.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 29 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.