Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре Ю.А. Карасевой, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе заинтересованного лица С.С. Цукасова на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 27 июля 2022 года, которым постановлено:
Отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования - муниципального округа Останкинский от 27 июля 2022 года N6/3 Цукасова Сергея Сергеевича, паспортные данные по решению избирательной комиссии внутригородского муниципального образования - муниципального округа Останкинский от 7 июля 2022 года N6/3 "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский по многомандатному избирательному округу N3 С.С. Цукасова",
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Останкинский на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Останкинский.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Останкинский от 7 июля 2022 г. N6/3 зарегистрирован кандидат в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский в городе Москве по многомандатному избирательному округу N3 С.С фио.
Административный истец В.В. Киселев, который также является зарегистрированным кандидатом по этому же избирательному округу, просил суд признать незаконным решение о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский в г. Москве по многомандатному избирательному округу N3 С.С. Цукасова, указывая на отсутствие у него пассивного избирательного права из-за его причастности к экстремистской организации.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 27 июля 2022 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе заинтересованного лица С.С. Цукасова ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии С.С. Цукасов и его представитель фио доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители административного истца фио по доверенности фио и избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Останкинский по доверенности фио просили решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 24 июня 2022 года С.С. Цукасовым в избирательную комиссию представлены документы, уведомляющие о самовыдвижении кандидата по многомандатному избирательному округу N3 на выборах депутатов Совета депутатов муниципального округа Останкинский.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Останкинский от 7 июля 2022 г. N6/3 С.С. Цукасов зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Останкинский в городе Москве по многомандатному избирательному округу N3.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции указал на наличие законодательных ограничений пассивного избирательного права для лиц, причастных к деятельности экстремистских организаций.
В частности, речь идет об участии С.С. Цукасова в несанкционированном публичном мероприятии 31 января 2021 года в городе Москве, организованном общественным движением "Штабы Навального", деятельность которого запрещена на основании решения Московского городского суда от 9 июня 2021 года по административному делу N3а-1573/2021, за что он был привлечен к административной ответственности по постановлению Останкинского районного суда г. Москвы от 19 марта 2021 года. Также С.С. Цукасов, используя социальные сети Фэйсбук и Телеграм, распространял информацию о проведении общественным движением "Штабы Навального" несанкционированных публичных мероприятий.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно приведенному федеральному закону граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов (пункт 1 статьи 32).
Под пассивным избирательным правом поднимается право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подпункт 27 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, положения которого подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям в силу статьи 3 Федерального закона от 4 июня 2021 года N157-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.
Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Подпункт "а" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункт 1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса адрес предусматривают, что отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является основанием для отказа в его регистрации.
Активное участие С.С. Цукасова в мероприятиях, организованных общественным движением "Штабы Навального", распространение информации о деятельности данного движения, свидетельствуют о том, что С.С. Цукасов относится к категории иного лица, причастного к деятельности экстремистской организации, в том толковании, которое дает таким действиям норма пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
Установленные выше обстоятельства получили надлежащую правовую оценку судом по правилам ст. 62 КАС РФ в соответствии с названными выше законоположениями.
В апелляционной жалобе истец заявляет о неверном толковании судом первой инстанции норма материального права, касающихся ограничений пассивного избирательного права.
Указанные доводы основаны на искаженном понимании закона, что влечет односторонность выводов заявителя жалобы, поскольку доказано, что действия С.С. Цукасова посягали на общественную безопасность Российской Федерации и правопорядок. Участие гражданина в несанкционированном властями публичном мероприятии, распространение в публичном пространстве информации об этом, свидетельствовало о противоправных намерениях дестабилизировать социально-политическую ситуацию в стране, что несовместимо с заявленными намерениями быть народным представителем на муниципальном уровне.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 октября 2013 года N20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотребления и криминализации публичной власти, легитимность которой во много основывается на доверии общества; создавая такие правовые механизмы, законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе, вправе использовать для достижения указанных целей ограничения пассивного избирательного права, а также предусмотреть определенные условия ее реализации.
Ограничение пассивного избирательного права для лиц, причастных к деятельности экстремистских организаций, предусмотрено пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, положения которого правильно применены судом при рассмотрении настоящего дела.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.