Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Михайловой Р.Б., судей Кирпиковой Н.С., Рубцовой Н.В.
при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-58/2021 по административному иску Ворошиловой Елены Михайловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным решения об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельного участка, обязании осуществить кадастровый учет и внести сведения в ЕГРН
по апелляционной жалобе административного истца Ворошиловой Е.М, подписанной в ее интересах адвокатом фио, на решение Тверского районного суда адрес от 17 мая 2021 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Ворошилова Е.М, уточнив заявленные требования, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (далее - Управление Росреестра по адрес) о признании незаконным решения (уведомления) от 17 декабря 2020 года об отказе в государственном кадастровом учете в отношении земельного участка по адресу: адрес, адрес, кадастровый номер 50:04:0000000:75377, ссылаясь на то, что данный земельный участок находится в общей долевой собственности ее и фиоВ в ? доле у каждого, в целях определения границ земельного участка и внесения сведений о них в ЕГРН были проведены кадастровые работы, составлен межевой план, обеспечено согласование границ со смежными землепользователями путем проведения общего собрания с публикацией извещения в газете, были поданы заявление и необходимые документы в Управление Росреестра по адрес, вместе с тем, совершение регистрационных действий было приостановлено, затем в государственном кадастровом учете отказано, несмотря на то, что границы земельного участка определены кадастровым инженером в соответствии с законом.
Решением Тверского районного суда адрес от 17 мая 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Ворошиловой Е.М. отказано.
В апелляционной жалобе Ворошилова Е.М. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы настоящего дела, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката фио, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене постановленного судом решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).
Статьей 22 данного Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 26 названного выше Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5);
форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Разрешая настоящий спор, суд установил, что Ворошилова Е.М, Ворошилов А.В. являются сособственниками в ? доле каждый земельного участка площадью 5 046 кв.м. с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного и иного строительства с кадастровым номером 50:04:0000000:75377, расположенного по адресу: адрес.
Граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
По заявлению фио, Ворошиловой Е.М. об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:75377 Управлением Росреестра по адрес 16 января 2020 года принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с нарушением пункта 24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921, в части отсутствия документов, свидетельствующих о соблюдении установленного Законом о кадастре порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка (расписки в получении извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ, уведомления о вручении таких извещений); нарушением части 8 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О кадастровой деятельности" относительно порядка согласования местоположения границ ввиду того, что опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения; в связи с отсутствием в межевом плане сведений, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:75377 (документ, подтверждающий давность пользования земельным участком, содержащий исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ данного земельного участка).
22 февраля 2020 года Ворошиловой Е.М, Ворошиловым А.В. были представлены в Управление Росреестра по адрес дополнительные документы, а именно межевой план земельного участка от 15 февраля 2020 года.
Решением Управления Росреестра по адрес от 17 декабря 2020 года отказано в государственном кадастровом учете в отношении указанного объекта недвижимости в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета, указанных в уведомлении о приостановлении учета.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных Ворошиловой Е.М. требований, суд первой инстанции исходил из того, что в заключении кадастрового инженера от 15 февраля 2020 года указано на то, что согласование границ земельного участка проводилось посредством опубликования извещения о проведении собрания, поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения об адресах заинтересованных лиц согласно выпискам из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0050806:2. Границы и площадь прочих смежных земельных участков определены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, в рамках кадастровых работ не изменяются и согласованию не подлежат.
Вместе с тем, как указано судом, публикация в печатном издании извещения о проведении собрания о согласовании границ земельного участка не может быть принята в качестве доказательства согласования, поскольку указанный способ извещения является чрезвычайным и призван обеспечить необходимые гарантии уведомления заинтересованных лиц в случае, если индивидуальное оповещение об этом событии путем направления почтового отправления невозможно или же не дало позитивного результата.
Кроме того, из включенной в межевой план схемы расположения земельных участков следует, что земельный адрес, А.В. также имеет границу с землями общего пользования, с собственником которых местоположение границ земельного участка в установленном законом порядке не согласовано.
При этом межевой план не содержит наименование и реквизиты документов, карт (планов), подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:75377 на местности пятнадцать и более лет, сведений, обосновывающих существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет, в частности с земельными участками, сведения о границах которых в ЕГРН отсутствуют.
Поскольку представленный для осуществления государственного кадастрового учета межевой план не соответствовал требованиям к его подготовке, у государственного регистратора имелись предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
Принимая во внимание, что соответствующие недостатки межевого плана устранены не были, государственный регистратор вправе был отказать в совершении действий по государственному кадастровому учету.
Вместе с тем, судебная коллегия согласиться с обоснованностью выводов суда не может, полагая, что они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Как видно из приобщенного к материалам дела межевого плана земельного участка от 15 февраля 2020 года, представленного Ворошиловой Е.М. в целях устранения причин приостановления регистрационных действий, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приведено обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, указано, что границы уточнены с учетом фактически существующих на местности ограждений и границ ряда смежных земельных участков согласно актуальным сведениям ЕГРН, уточненная площадь земельного участка составила 4 666 кв. адрес минимальные и максимальные размеры, соответствующие виду разрешенного использования участка, указаны на основании Правил землепользования и застройки территории (части территории) адрес (л.д.95).
При этом в силу части 1 статьи 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, согласование местоположения границ земельного участка осуществляется в случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, а также местоположение границ земельных участков, смежных с ним.
Согласно заключению кадастрового инженера и схеме расположения земельных участков (л.д.97) земельный участок с кадастровым номером 50:04:0000000:75377 является смежным с земельными участками с кадастровыми номерами 50:04:0050806:21, 50:04:0050806:10, 50:04:0050806:9, 50:04:0050806:7, 50:04:0050806:18, 50:04:0050806:27, 50:04:0050806:106, 50:04:0050806:107, границы и площадь которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, внесены в ЕГРН, их местоположение в результате кадастровых работ уточнению не подлежит.
При таких обстоятельствах согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:75377 с заинтересованными лицами - правообладателями данных земельных участков не требовалось.
В силу положений статьи 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" согласование местоположения границ в соответствии с данным Законом проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона.
Согласно части 2 статьи 39 предметом указанного в части 1 статьи 39 Закона согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей (частью границы или характерной точкой границы) другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений действующего законодательства, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (а не с отдельными земельными участками, находящимися в такой собственности), согласования местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом "О кадастровой деятельности", не требуется.
На основании изложенного, являются ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что наличие у земельного адрес, А.В. общей границы с землями общего пользования требует согласования с соответствующим публично-правовым образованием, поскольку сведений о наличии какого-либо сформированного земельного участка, относящегося к землям общего пользования, который имел бы общие характерные точки границ с земельным участком административного истца, материалы дела не содержат, административный ответчик на подобные обстоятельства как на основания отказа в совершении регистрационных действий не ссылался.
В нарушение положений статей 178, 180, 226 КАС РФ не проверены судом надлежащим образом доводы административного истца о невозможности осуществления согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:75377 иным способом, нежели чем предусмотрен частью 8 статьи 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности", поскольку в ЕГРН не содержится данных об адресах электронной почты или почтовых адресах заинтересованных лиц, правообладателей земельного участка с кадастровым номером 50:04:0050806:2.
При этом административным истцом в регистрирующий орган представлены сведения об опубликовании извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:75377 в газете "Дмитровский вестник" 8 ноября 2019 года (л.д.119-121), оснований сомневаться в достоверности которых не имеется.
Таким образом, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ приведенные выше обстоятельства, принимая во внимание, что в ЕГРН имеются сведения о границах земельных участков, смежных с земельным участком с кадастровым номером 50:04:0000000:75377, правила о необходимости согласования местоположения уточненных границ названного земельного участка административным истцом соблюдены, судебная коллегия приходит к выводу о том, что государственному регистратору представлены сведения, необходимые и достаточные для определения местоположения границ земельного адрес
Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в соответствии с положениями пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных Ворошиловой Е.М. требований о признании незаконным уведомления Управления Росреестра по адрес от 17 декабря 2020 года об отказе в государственном кадастровом учете.
Определяя способ восстановления нарушенных прав Ворошиловой Е.М, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Управление Росреестра по адрес обязанность осуществить кадастровый учет и внести в государственный кадастр сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:75377, расположенного по адресу: адрес, на основании документов, представленных Ворошиловой Е.М. в Управление Росреестра по адрес.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 17 мая 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным уведомление Управления Росреестра по адрес от 17 декабря 2020 года об отказе в проведении кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:75377, расположенного по адресу: адрес;
возложить на Управление Росреестра по адрес обязанность осуществить кадастровый учет и внести в государственный кадастр сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:04:0000000:75377, расположенного по адресу: адрес, на основании документов, представленных административным истцом Ворошиловой Еленой Михайловной в Управление Росреестра по адрес.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.