адм. дело N33а-4824/2022
р/с N2а-29/2022
25 августа 2022 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Хорошевского районного суда адрес от 21 января 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска фио к Призывной комиссии Хорошево-Мневники адрес, военному комиссариату (объединенному) адрес об оспаривании решения призывной комиссии - отказать",
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Хорошево-Мневники адрес, военному комиссариату (объединенному) адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу и решения о призыве на военную службу, мотивируя свои требования тем, что 23 сентября 2021 года административным истцом в Военный комиссариат адрес было подано заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, поскольку военная служба противоречит убеждениям фио Решением призывной комиссии от 09 ноября 2021 года административному истцу было отказано в удовлетворении заявления, с чем фио не согласен, поскольку оспариваемое решение является немотивированным и нарушает его право на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав фио, представителя Призывной комиссии Хорошево-Мневники адрес - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Хорошевского районного суда адрес от 21 января 2022 года, отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом первой инстанции, фио, состоит на воинском учете в военном комиссариате (объединенном) адрес Северо- адрес) с 29 января 2020 года.
23 сентября 2021 года в военный комиссариат поступило заявление фио о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.
Решением адрес Хорошево-Мневники от 09 ноября 2021 года (протокол N 5/АГС N 1/1) фио отказано в удовлетворении заявления в соответствии с абз.3 п.4 ст.12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что решение призывной комиссии адрес от 09 ноября 2021 года является законным и обоснованным, при этом, изложенные административным истцом обстоятельства не соответствуют его доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о замене военной службы.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 данного Закона).
Полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, федеральный законодатель возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 названного федерального закона).
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным федеральным законом. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией (пункт 1 статьи 28 данного федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 113-ФЗ граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Пунктом 1 статьи 12 названного федерального закона определено, что заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
Процедура рассмотрения призывной комиссией заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой связана с оценкой выступлений на заседании призывной комиссии самого гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, с анализом документов, представленных гражданином, и дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой приведен в пункте 4 статьи 12 Федерального закона N 113-ФЗ.
Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).
Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленного пунктом 1 статьи 11 упомянутого федерального закона (пункт 3).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, в соответствии с которым установлен специальный порядок рассмотрения заявления призывника о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу и достоверно установив, что заявление фио о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу было рассмотрено в установленном Федеральным законом N 113-ФЗ порядке с принятием соответствующего решения (заключения) призывной комиссии, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что права и законные интересы административного истца не нарушены, требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение не является мотивированным, в связи с чем подлежит отмене, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку оснований полагать оспариваемое решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу немотивированным не имеется, оно основано на положениях пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда адрес от 21 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.