Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Люблинского районного суда адрес от 15 августа 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска фио к Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии, а также восстановлении нарушенных избирательных прав отказать",
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес о признании незаконным и отмене решения административного ответчика N9/10 от 01 августа 2022 года, возложении на административного ответчика обязанности восстановить нарушенные права путем регистрации в качестве кандидата в депутаты, мотивируя свои требования тем, что решением Избирательной комиссии Внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес N9/10 от 01 августа 2022 года ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3, на основании того, что он является членом участковой избирательной комиссии N1423 с правом решающего голоса. С указанным решением фио не согласен, поскольку оно нарушает избирательные права административного истца, противоречит положениям Избирательного кодекса адрес.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав фио, представителя адрес Марьино - фио, прокурора фио, находит, что решение Люблинского районного суда адрес от 15 августа 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции, решением Московской городской избирательной комиссии от 17 декабря 2020 N 143/65 сформирована Территориальная избирательная комиссия адрес, на которую были возложены полномочия фио "Марьино" (решение МГИК от 28 августа 2003 года N 3/5-34 "О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию адрес").
Выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес назначены решением Совета депутатов муниципального адрес от 22 июня 2022 года N 6/1 на 11 сентября 2022 года.
Административным ответчиком были приняты документы фио, выдвигаемого в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу N 3, при этом было установлено, что истец является членом участковой избирательной комиссии N 1423 муниципального адрес с правом решающего голоса, что последний подтвердил в судебном заседании.
Решением административного ответчика от 01 августа 2022 года N 9/10 фио отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 3 на основании пункта 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что сбор подписей избирателей осуществлялся непосредственно фио, который на тот момент являлся членом участковой избирательной комиссии N 1423 муниципального адрес с правом решающего голоса, в связи с чем, у административного ответчика имелись основания для признания представленных им подписей недействительными, таким образом, оспариваемое решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес является законным и обоснованным.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
В силу пункта 6 статьи 37 указанного Федерального закона подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. п. 2, 2.2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 17 настоящей статьи).
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 6.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными (пункт 6 статьи 37 ФЗ N67-ФЗ).
Согласно пункту 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес недействительными признаются подписи избирателей, собранные: при участии органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса; путем принуждения избирателей в процессе сбора подписей; с использованием вознаграждения избирателей за внесение подписей; на рабочих местах; в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи;
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что материалами дела подтверждается, что административный истец собирал подписи избирателей обладая статусом члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, оспариваемое решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес Марьино N 9/10 от 01 августа 2022 года принято в соответствии с требованиями Избирательного кодекса адрес и Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, оснований для признания его незаконным и отмены не имеется, требования фио подлежат оставлению без удовлетворения.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Ссылка административного истца на положения пункта 2 статьи 22 Избирательного кодекса адрес вышеизложенные выводы не опровергает, поскольку указанная норма регулирует статус членов избирательной комиссии при осуществлении последней своей деятельности указывая на лиц, имеющих право замещать указанную должность и не предоставляет члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, в противоречии с положениями пункта 6 статьи 37 Закона N 67-ФЗ и пункта 9 статьи 34 указанного Кодекса, самостоятельно участвовать в сборе подписей.
Иные доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда адрес от 15 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.