Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Мещанского районного суда адрес от 11 августа 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска фио к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес об отмене решения от 04 августа 2022 г. N 12/9 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N1 фио, признании подписей избирателей действительными, обязании зарегистрировать в качестве кандидата - отказать в полном объеме",
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес об отмене решения от 04 августа 2022 г. N 12/9 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес в адрес по многомандатному избирательному округу N1 фио, признании подписей избирателей действительными, возложении обязанности зарегистрировать в качестве кандидата, мотивируя свои требования тем, что 04 августа 2022 года Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес - адрес решением N 12/9 отказала в регистрации кандидата в депутаты фио, указывая, что в ходе проверки подписных листов, все 16 подписей избирателей признаны недействительными, достаточное количество достоверных подписей для регистрации кандидата в депутаты отсутствует, с чем фио не согласен, поскольку все представленные им подписные листы соответствуют форме, установленной Федеральным Законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также форме, утвержденной избирательной комиссией внутригородского муниципального образования в адрес - адрес, кроме того, само решение не содержит сведений о том, в связи с чем комиссия посчитала недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Административный ответчик не проинформировал фио о том, что необходимо внести изменения в какие либо поданные документы, нарушив тем самым его права на свободные выборы, свободное выражение мнения и пассивное конституционное право быть избранным.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав фио, представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес - фио, прокурора фио, находит, что решение Мещанского районного суда адрес от 11 августа 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции, на основании решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 23 июня 2022 г. N 4/1 выборы депутатов Совета адрес назначены на 11 сентября 2022 года, указанное решение опубликовано в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии" (электронное периодическое издание).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 29 июня 2022 года N 5/7 утвержден состав Рабочей группы для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов в депутаты Совета депутатов адрес.
Решением избирательной комиссии от 29 июня 2022 года N 5/6 утвержден образец заполнения подписных листов на выборах депутатов Совета депутатов адрес.
Решением избирательной комиссии от 29 июня 2022 года N 5/5 утверждена форма протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов адрес.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 29 июня 2022 года N 5/4 определено минимальное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес, а именно: минимальное количество 12 подписей, максимальное количество - 16 подписей.
23 июля 2022 года избирательная комиссия приняла документы, предоставленные фио для уведомления о самовыдвижении по многомандатному избирательному округу N1 на выборах, назначенных на 11 сентября 2022 года.
27 июля 2022 года фио в комиссию представлены документы для регистрации кандидата, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 1 папки на 16 листах, содержащих 16 подписей.
Рассмотрев документы, представленные кандидатом 23 июля 2022 и 27 июля 2022 года, Избирательная комиссия установила, что в подписных листах содержатся недостоверные сведения.
Из содержания заявления о согласии баллотироваться, поданным в Комиссию фио 23 июля 2022 следует, что паспорт гражданина Российской Федерации имеет серию 4519 N 646442, указанные сведения подтверждаются приложенной административным истцом копией паспорта.
Вместе с тем в представленных в комиссию подписных листах фио указано следующее: "... паспортные данные... ", таким образом, в подписных листах указаны недостоверные сведения о номере паспорта фио
04 августа 2022 года Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес - адрес решением N 12/9 отказала в регистрации кандидата в депутаты фио
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение внутригородского муниципального образования в адрес - адрес 04 августа 2022 года N 12/9 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1 фио" является законным, поскольку в подписных листах, представленных фиоС изложены недостоверные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей и удостоверившем подписные листы, указанные листы не соответствуют требованиям законодательства и подписи избирателей, содержащиеся в таких листах подписи подлежат признанию недействительными, в связи с чем нашел требования административного искового заявление не подлежащими удовлетворению.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с п унктом 1 статьи 37 Закона адрес от 06 июля 2005 года N 38 Избирательного кодекса адрес, регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Аналогичные положения предусмотрены в подпункте 8 пункта 7 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы.
Форма подписного листа установлена Федеральным законом от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (приложение 8).
На основании пункта п. 3.2.3.3 Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 09 июня 2021 года N 9/75-8, Федеральным законом установлены единые формы подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах всех уровней, а также установлен единый порядок заполнения и заверения подписных листов.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (приложение 8), установлена форма подписного листа, в которой, в том числе, должны быть указаны паспортные данные лица, удостоверяющего подписной лист, а именно: серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа.
Таким образом, необходимость указания в представленных подписных листах серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина лица, осуществляющего сбор подписей и удостоверившем подписные листы - прямое требование федерального закона.
Из содержания пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса Москвы следует, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что фио было допущено существенное нарушение императивных норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, выразившееся в неуказании полных достоверных сведений о кандидате в депутаты, осуществлявшем сбор подписей и удостоверившем подписные листы, в частности, серии и номера паспорта, что в соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для признания всех подписей избирателей недействительными, оспариваемое решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес 04 августа 2022 г. N 12/9 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1 фио", является законным и обоснованным, требования фио подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от 11 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.