адм. дело N33а-4917/2021
р/с N2а-185/2021
29 августа 2022 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Лефортовского районного суда адрес от 12 июля 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска фио к Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы о признании недействительными результатов общественных обсуждений по проекту планировки территории - отказать",
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы о признании недействительными результатов общественных обсуждений по проекту планировки территории, мотивируя свои требования тем, что при проведении общественных обсуждений административный ответчик действовал за рамками своих полномочий, поскольку представленный на общественные обсуждения проект планировки содержит в своем составе проект межевания, при этом действующим законодательством проведение общественных обсуждений по проектам межевания не предусмотрено, а подмена публичных слушаний общественными обсуждениями недопустима. В случае реализации проекта планировки, условия проживания граждан существенно ухудшатся, осложнится транспортная ситуация, ухудшится вид района, в том числе вид из окна, резко возрастет нагрузка на объекты социальной инфраструктуры (поликлиники, больницы, школы, детские сады, спортивные и детские площадки), а также антропогенная нагрузка на озелененные территории, что неизбежно приведет к ухудшению экологической ситуации и ухудшению здоровья, вследствие чего стоимость принадлежащего ей на праве собственности жилья уменьшится, административным ответчиком будет нарушено право на уважение ее собственности, гарантированное статьей 1 Дополнительного протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административных истцов.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы - фио, находит, что решение Лефортовского районного суда адрес от 12 июля 2021 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции, на заседании Градостроительно-земельной комиссии адрес от 22 октября 2020 года N 34 принято решение согласиться с проведением общественных обсуждения по проекту планировки территории, ограниченной адрес, адрес, адрес, адрес адрес.
Оспариваемые общественные обсуждения проходили по проекту планировки территории, ограниченной адрес, адрес, адрес, адрес в состав которого включен проект межевания территории.
Оповещение о начале общественных обсуждений по проекту было опубликовано 30 октября 2020 года.
Экспозиции проекта были открыты 09 ноября 2020 года на официальном сайте и проводились с 09 ноября 2020 года по 22 ноября 2020 года.
После окончания срока размещения проектов на официальном сайте и проведения экспозиции организатором были оформлены заключения о результатах общественных обсуждений, опубликование на официальном сайте состоялось 04 декабря 2020 года, заключение опубликовано в полном объеме.
фио приняла участие в оспариваемых общественных обсуждениях, что отражено в опубликованном заключении от 04 декабря 2020 года и подтверждается протоколом общественных обсуждений.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что результаты общественных обсуждений утверждены в установленном законом порядке, общественные обсуждения, как форма выявления мнений участников таких обсуждений, сами по себе не могут затрагивать право на благоприятную окружающую среду, а содержание проекта планировки территории не является непосредственным предметом спора по настоящему делу, и учитывая, что административный истец приняла участие в общественных обсуждениях и реализовала право на выражение своего мнения в отношении проекта планировки, нарушения прав фио Городской комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы при проведении общественных обсуждений и утверждении их результатов не допущено.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале общественных обсуждений; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; 4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Согласно части 10 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации по проектам, указанным в части 1 статьи 5.1 настоящего Кодекса, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В силу части 1 статьи 68.1 Градостроительного кодекса адрес общественные обсуждения по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам, указанным в части 1 статьи 68 настоящего Кодекса. Порядок принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний устанавливается Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП утвержден Порядок организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес и внесении изменений в правовые акты адрес (далее по тексту - Порядок).
Указанным Порядком предусмотрено, что общественные обсуждения проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом адрес от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс адрес" и настоящим Порядком проведения общественных обсуждений в целях учета интересов физических и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения прав человека на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности.
Согласно пункту 1.1 Порядка общественные обсуждения проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом адрес от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс адрес" (далее - Градостроительный кодекс адрес) и настоящим Порядком организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес (далее - Порядок) в целях учета интересов физических и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения прав человека на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности.
В силу пункта 1.2 Порядка для проведения общественных обсуждений используется официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) государственная информационная система, определенные Департаментом информационных технологий адрес (далее - официальный сайт).
На основании пункта 1.4 Порядка организатором общественных обсуждений является Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы (далее - организатор).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка решение о проведении общественных обсуждений в соответствии с настоящим Порядком принимается организатором на основании решения Градостроительно-земельной комиссии адрес, предусматривающего проведение общественных обсуждений по проектам документов и проектам решений, указанным в частях 2 и 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункте 3 части 1 статьи 68 Градостроительного кодекса адрес (далее - проекты). В решении Градостроительно-земельной комиссии адрес в соответствии с федеральными законами, законами адрес, иными правовыми актами адрес, регулирующими вопросы, связанные с проведением публичных слушаний и общественных обсуждений, определяются сроки проведения общественных обсуждений с учетом установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации предельных сроков, границы территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, а также состав участников общественных обсуждений.
На основании решения Градостроительно-земельной комиссии адрес организатором принимается решение о проведении общественных обсуждений по иным вопросам, не указанным в абзаце первом настоящего пункта. В решении Градостроительно-земельной комиссии адрес определяются сроки проведения общественных обсуждений, границы территории, в отношении которой проводятся общественные обсуждения, а также состав участников общественных обсуждений. Такие общественные обсуждения проводятся в порядке, аналогичном порядку, установленному настоящим Порядком для проведения общественных обсуждений по проектам.
Для проведения общественных обсуждений используется официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) государственная информационная система, определенные Департаментом информационных технологий адрес.
Процедура проведения общественных обсуждений включает в себя: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта на официальном сайте и открытие экспозиции проекта, проведение экспозиции проекта; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка, оформление и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Распоряжением Департамента информационных технологий адрес от 28 июня 2019 года N 64-16-273/19 утверждены Правила использования сайта проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес, в котором для проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в адрес определена подсистема Единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности Открытого правительства адрес - информационная система, с использованием которой осуществляется реализация проекта "Активный гражданин", включая сайт проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что все участники общественных обсуждений, в том числе фио, имели возможность ознакомиться с проектами, представленными для проведения общественных обсуждений, и направить свои замечания и предложения посредством использования официального сайта проекта "Активный гражданин", при этом, общественные обсуждения были проведены в соответствии с установленным порядком их проведения и информирования населения, протокол общественных обсуждений надлежащим образом оформлен и подписан организаторами, в протоколе документально отражены все высказанные участниками общественных обсуждений мнения, подготовлены и утверждено заключение о результатах общественных обсуждений, размещено на официальном сайте в установленные законом сроки, права административного истца соблюдены, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует, оснований полагать оспариваемое решение незаконным и нарушающим права административного истца не имеется.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда адрес от 12 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.