Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Михайловой Р.Б., Коневой С.И.
при секретаре Шаутаевой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фонда Биллингкет к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, обязании исключить из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-158/2022)
по апелляционной жалобе представителя административного истца адвоката Зыряновой М.С. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 февраля 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца... возражения представителей Минюста России, МИД России по доверенностям фио и фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фонд Биллингкет обратился в суд с административным иском к Минюсту России о признании незаконным распоряжения от 08 октября 2021 года о включении его в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - Реестр), обязании исключить сведения о нем из Реестра.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что оспариваемое распоряжение не соответствует Конституции Российской Федерации и нормам международного законодательства, является политически мотивированным, незаконным. Как полагал административный истец, указанным распоряжением не соблюден баланс публичных и частных интересов, в отношении Фонда допускается дискриминация.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 февраля 2022 года в удовлетворении административных требований Фонда Биллингкет отказано.
В апелляционной жалобе адвокат Зырянова М.С, действующая в интересах административного истца, просит об отмене данного судебного акта как незаконного.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца... поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Минюста России, МИД России по доверенностям фио и фио, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований; такие суждения суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами права, регулирующими рассматриваемые правоотношения; оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Так, при рассмотрении административного дела установлено, что в Минюст России из Роскомнадзора поступили сведения о том, что Интернет-ресурс "Bellingcat" (https://ru.bellingcat.com) не зарегистрирован как средство массовой информации. Специализируется на проведении независимых журналистских расследований. Позиционирует себя как "независимая международная команда расследователей и гражданских журналистов", которые используют открытые источники и социальные сети для проведения расследований на различные темы.
Информация об администраторе доменного имени скрыта. Сам ресурс заявляет о своей принадлежности к компании "Stichting Bellingcat", зарегистрированной в Нидерландах в 2018 году.
Основатель издания - британский журналист и блогер фио (Eliot Ward Higgins, известен также под псевдонимом фио).
"Bellingcat" является членом международной ассоциации журналистских организаций "Глобальная сеть журналистов- расследователей" (Global Investigative Journalism Network), которая объединяет более 200 неправительственных организаций в 82 странах мира с целью поддержки их расследовательской деятельности. Сама ассоциация зарегистрирована как некоммерческая корпорация в американском штате Мэриленд (https://gijn.org/).
"Bellingcat" сотрудничает с международной некоммерческой организацией "Global Legal Action Network (GLAN)" (https://www.glanlaw.org/) и британской "The Independent Monitor for the Press (IMPRESS)", которые также поддерживают проведение независимых журналистских расследований и обеспечивают журналистам "защиту и поддержку, необходимую им для выполнения своей работы".
Минюстом России представлены собственная информация названного Интернет-ресурса об основных источниках финансирования проекта "Bellingcat" - добровольные пожертвования, а также гранты ряда иностранных организаций, таких как: "Adessium" (https://www.adessium.org/), благотворительный нидерландский фонд; "The National Endowment for Democracy" (https://www.ned.org/), американская организация, основанная в 1983 году для продвижения демократии (финансируется преимущественно Конгрессом США в рамках бюджета агентства США по международному развитию (USAID). Деятельность организации признана нежелательной на территории РФ); "The Dutch Postcode Lottery" (https://www.postcodeloterij.nl/), крупнейшая благотворительная лотерея в Нидерландах; "Sigrid Rausing Trust" (https://www.sigrid-rausing-trust.org/), один из крупнейших филантропических союзов Великобритании; "Stiftung Auxilium" (https://www.stiftungauxilium.ch), частный благотворительный фонд в Швейцарии; "Civitates" (https://civitates-eu.org/), бельгийский благотворительный фонд "за демократию и солидарность в Европе"; "Swedish Postcode Foundation" (https://postkodstiftelsen.se/en/), шведская благотворительная лотерея; "Stichting Democratie en Media" (https://www.stdem.org/), нидерландский фонд, поддерживающий "независимую критическую журналистику и сильную, справедливую конституционную демократию"; "SIDN" (https://www.sidn.nl/en), нидерландский независимый фонд, управляет доменом.nl; "Zandstorm CV" - информация об организации не выявлена; "Stichting Saxum Volutum" - информация об организации не выявлена.
Минюстом России 04.10.2021 г. получено от МИД России письмо об отсутствии возражений относительно включения административного истца в Реестр.
08.10.2021 г. Минюстом России принято распоряжение N1157-р о включении компании Stichting Bellingcat (Фонд Биллингкет) в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Минюстом России 08.10.2021 г. направлено административному истцу уведомление N 11-119101/21 о принятом распоряжении.
Информация о включении административного истца в Реестр также была размещена в соответствующем разделе на официальном сайте Минюста России.
Отказывая в удовлетворении заявленных Фонда Биллингкет требований, суд исходил из того, что нарушений законодательства и прав административного истца при принятии оспариваемого распоряжения, не установлено.
Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
В соответствии с частью третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей
функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В соответствии с частями 6 и 7 названной статьи 6 Закона о СМИ решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр); принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является поступившая от органов государственной власти Российской Федерации информация.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Применительно к изложенному, судебная коллегия находит, что суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил при этом из того, что распоряжение принято уполномоченным государственным органом, в пределах компетенции и при наличии к тому правовых оснований, поименованных в статье 6 Закона о СМИ.
Получение иностранного финансирования и распространение для неограниченного круга лиц сообщений и материалов журналистского толка, о котором указано в сообщениях Роскомнадзора относительно Фонда Биллингкет, оснований не доверять которым не имеется, свидетельствует о законности распоряжения Минюста России.
Фактов дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличия политических мотивов оспариваемого распоряжения, нарушения Минюстом России прав административного истца, в том числе на уважение частной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не установлено.
Согласно части четвертой статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать издаваемые и (или) распространяемые материалы, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети "Интернет", указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании, аудиторское заключение по итогам аудита своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст
России.
Такие требования установлены действующим законодательством для всех иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; они полностью соответствуют существующему правопорядку; от исполнения обязанности по соблюдению данных требований закона на территории Российской Федерации административный истец не освобожден.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд правильно разрешилнастоящий административный спор, постановилзаконное и обоснованное решение в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению решения суда не являются, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае, в том числе исходя из доводов жалобы, согласно закону отсутствуют; она является надлежащей и соответствует статье 84 КАС РФ; вопреки аргументам в апелляционной жалобе, нарушений ст.ст. 62 и 70 КАС РФ не допущено.
Несогласие стороны административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и собственное толкование законодательства, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что административный ответчик не располагает сведениями о получении административным истцом денежных средств от иностранных источников, являются несостоятельными, учитывая собранные по делу доказательства и установленные на их основании фактические обстоятельства дела, в том числе собственные сведения интернет ресурса о финансировании его деятельности иностранными источниками.
Доводы о том, что административный истец не имеет отношение к Интернет-ресурсу - проект "Bellingcat", судебная коллегия считает несостоятельными; адрес почты, приведенный административным истцом в иске, полностью совпадает с корпоративным адресом электронной почты, указанным на сайте bellingcat.com (л.д.3, 38).
Разрешая спор, суд правильно определилпредмет и основания заявленных требований, а также обстоятельства, имеющие значение для дела и закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям; вопреки аргументам апелляционной жалобы, решение суда соответствует требованиям статьи 180 КАС РФ, что подтверждается его содержанием.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены; нарушения принципов административного судопроизводства (равноправия и состязательности сторон, непосредственности исследования доказательств судом) не допущено.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который принят в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца адвоката... - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.