Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре Ю.Е. Щербаковой, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе М.И. Карабановой на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного иска М.И. Карабановой к ИФНС N 15 г. Москвы, УФНС по г. Москве о признании незаконным действий (бездействия), обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛА:
М.И. Карабанова обратилась в суд с административным иском о признании незаконным действия (бездействия) ИФНС России N 15 по г. Москве, выразившееся в нарушении установленного статьи 220 Налогового кодекса РФ 30-ти дневного срока на выдачу уведомления о подтверждении права на получение М.И. Карабановой имущественного налогового вычета, предусмотренного пунктом 4 пункта 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ в налоговом периоде за 2021 год. Она просила признать незаконным предъявление ИФНС России N 15 по г. Москве к выдаче ей уведомления N 230 от 29 марта 2021 г. по истечении 30-ти дневного срока, установленного ст. 220 Налогового кодекса РФ, а также признать незаконным указание в уведомлении N 230 от 29.03.2021 г. о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет за 2021 год 2020-го года в качестве налогового периода подтверждения права на получение имущественного налогового вычета у работодателя.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит административный истец по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии представители ИФНС России N15 по г. Москве К.В. Зубков, фио по доверенности просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей административного ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что 10 декабря 2020 года М.И. Карабанова подала заявление в ИФНС N 15 г. Москвы о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Она просила подтвердить право на получение в 2020 году имущественных налоговых вычетов по НДФЛ. Имущественный вычет заявлен в соответствии со статьей 220 НК РФ в размере фактически произведенных расходов на приобретение квартиры и на сумму расходов, направленную на погашение процентов по целевым займам (кредитам). Налоговый агент, указанный М.И. Карабановой М.И, - адрес ЮГ" (ИНН.., КПП...).
15 марта 2021 года М.И. Карабанова направила в УФНС по г. Москве жалобу на бездействие должностных лиц ИФНС России N 15 по г. Москве.
Уведомление на 2020 год о подтверждении налоговому агенту адрес ЮГ" права на предоставление имущественного вычета М.И. Карабановой было сформировано 29 марта 2021 года.
1 февраля 2021 года фио в ИФНС России N 15 по г. Москве подано заявление о выдаче уведомления о подтверждении права на применение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, за 2020 год.
16 апреля 2021 года М.И. Карабановой вновь подано обращение в ИФНС N 15 г. Москвы, в котором она указала, что в ранее поданном заявлении на выдачу уведомления допущена опечатка (неверно указан год, а именно, 2020 вместо 2021) и просила о выдаче уведомления о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов за 2021 год.
9 июля 2021 года представитель административного истца отказался от получения уведомление N 230 от 29 марта 2021 года, подтверждающего право на получение имущественного вычета за 2020 год в связи с неверным указанием налогового периода.
По итогам рассмотрения обращения М.И. Карабановой от 16.04.2021 года, которое зарегистрировано как заявление о выдаче уведомления для получения имущественного вычета у работодателя за 2021 год, налоговым органом по электронной почте направлен ответ от 8 сентября 2021 года N23-07/081356 о возможности получения сообщения от 19 августа 2021 года N 186 об отказе в выдаче подтверждения права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Согласно указанному сообщению налогоплательщику отказано в праве на получение вычета по причине непредставления справки об уплаченных процентах за весь период, а также предоставлении имущественного вычета за 2019 год (по декларации 3-НДФЛ в сумме сумма) и 2020 год (уведомление для работодателя в размере сумма) в полном объеме.
24 июля 2021 года М.И. Карабанова обратилась с жалобой в УФНС России по г. Москве на действия (бездействие) должностных лиц ИФНС России N 15 г. Москве, выразившегося в нарушении установленного ст. 220 НК РФ 30-ти дневного срока на выдачу уведомления о подтверждении права на получение истцом в налоговом периоде (2021 год) у работодателя имущественного налогового вычета, предусмотренного п. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ.
9 сентября 2021 года УФНС России по г. Москве принято решение по указанной жалобе N 21-10/135633. На основании пп. 5 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ в части требования выдать Уведомление о подтверждении права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты жалоба оставлена без рассмотрения, а в остальной части на основании пункта 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба оставлена без удовлетворения.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд правомерно исходил из того, что уведомление N 230 от 29 марта 2021 г. сформировано налоговым органом за 2020 год в точном соответствии с заявлением М.И. Карабановой, а оснований для выдачи уведомления за 2021 год отсутствовали, о чем налогоплательщик был уведомлен.
В силу ст. 220 НК РФ при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены указанными пунктами и настоящей статьей: имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них (пп. 4 п. 1).
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более сумма при наличии документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, указанных в пункте 3 настоящей статьи, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов, если иное не предусмотрено пунктом 8.1 настоящей статьи.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей и абзацами третьим - пятым пункта 4 статьи 229 настоящего Кодекса.
Имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода на основании его обращения с письменным заявлением к работодателю (далее в настоящем пункте - налоговый агент) при условии представления налоговым органом налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов.
Налогоплательщик направляет в налоговый орган заявление о подтверждении права на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, и документы, предусмотренные подпунктом 6 пункта 3 и пунктом 4 настоящей статьи. Заявление должно быть рассмотрено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган в письменной форме, либо электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, либо через личный кабинет налогоплательщика указанных заявления и документов.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи (за исключением имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации), может быть предоставлен налогоплательщику в порядке, установленном статьей 221.1 настоящего Кодекса, на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса, а также на основании представленных в налоговый орган банком в отношении такого налогоплательщика сведений, содержащихся в документах, предусмотренных подпунктом 6 пункта 3 и пунктом 4 настоящей статьи (при условии представления таких документов налогоплательщиком банку), по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке.
Если в налоговом периоде имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и (или) 4 пункта 1 настоящей статьи, не могут быть использованы полностью, их остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного их использования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом остаток налогового вычета может быть использован в порядке, предусмотренном статьей 221.1 настоящего Кодекса.
Форма заявления о подтверждении права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (Форма по КНД 1150074) утверждена Письмом ФНС России от 6 октября 2016 г. N БС-4-11/18925@ "О рекомендуемой форме заявления о подтверждении права на получение имущественных налоговых вычетов".
В соответствии с абз. 1 п. 8 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее - налоговый агент) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом по форме, утвержденной ФНС России.
Документом, подтверждающим право на вычеты, является уведомление, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 14 января 2015 г. NММВ-7-11/3@ (зарегистрировано в Минюсте России 30.03.2015 N36625), выдаваемое налоговым органом только при наличии у налогоплательщика соответствующего права на такие вычеты (Письмо ФНС России от 27 октября 2015 г. N БС-4-11/18740@).
Статьей 220 НК РФ установлена обязанность налогового органа подтвердить (не подтвердить) право на получение налогоплательщиком имущественных налоговых вычетов у налоговых агентов в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
М.И. Карабанова претендовала на подтверждение права на имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 пункта 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ, то есть на подтверждение права на получение у работодателя (налогового агента) имущественного налогового вычета по НДФЛ в 2020 году в сумме сумма в части расходов на оплату процентов по кредиту.
В то же время налогоплательщик не представил в налоговый орган справку об уплаченных процентах за весь период, поэтому подтвердить имущественный налоговый вычет в заявленном налогоплательщиком размере не представляется возможным.
Налогоплательщиком представлены в налоговый орган декларации за 2019-2020 гг. В частности, по процентам налогоплательщик подтвердил соответствующей справкой и указал в декларации 3-НДФЛ за 2019 год, что понес расходы на оплату процентов в размере сумма Инспекция возвратила налогоплательщику с этой суммы излишне уплаченную сумму НДФЛ по процентам в размере сумма
В 2020 году налогоплательщик к декларации 3-НДФЛ за 2020 год также представил справки из банков об уплаченных процентах по кредиту в размере... сумма, из которых сумма имущественного вычета по процентам за 2020 год в размере сумма была подтверждена по декларации 3-НДФЛ за 2020 год (налоговая инспекция возвратила налогоплательщику излишне уплаченную сумму НДФЛ по процентам в размере сумма) и сумма имущественного вычета по процентам за 2020 год у налогового агента в размере сумма по уведомлению за 2020 год (работодатель не удержал НДФЛ с доходов налогоплательщика в размере сумма).
В настоящее время налоговая база по оплаченным налогоплательщиком процентам составляет сумма (сумма+...).
При этом налогоплательщик претендует на получение налогового вычета по процентам в сумме сумма (...), не представляя справок об уплаченных процентах в указанном размере.
Однако, имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, предоставляется в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов по уплате процентов в соответствии с договором займа (кредита), но не более сумма при наличии документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, указанных в п. 3 настоящей статьи, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что основания для оспариваемого бездействия имелись, а содержание оспариваемого действия (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно, принято в соответствии с нормами материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и нормами процессуального права,.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 23 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России. Апелляционное определение в полном объеме изготовлено 14 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.