Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б., судей Кирпиковой Н.С., Смолиной Ю.М., при секретаре Агаевой Г.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Араповой... к Минюсту России о признании распоряжения незаконными, обязании исключить из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-348/2022)
по апелляционной жалобе административного истца Араповой Г.Ю. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 февраля 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителя административного истца по доверенности Богатыревой А.Ф, возражения представителя Минюста России по доверенности Майорова А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Арапова Г.Ю. обратилась в суд с административным иском к Минюсту России о признании незаконным распоряжения от 08 октября 2021 года о включении ее в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - Реестр), обязании исключить сведения о ней из Реестра.
В обоснование заявленных требований административный истец указывала на то, что распоряжение не соответствует Конституции Российской Федерации и нормам международного законодательства, является политически мотивированным, незаконным. Как полагала административный истец, указанным распоряжением не соблюден баланс публичных и частных интересов, в отношении нее допускается дискриминация.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 февраля 2022 года в удовлетворении административных требований Араповой Г.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене данного судебного акта как незаконного.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Богатыревой А.Ф, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Минюста России по доверенности Майорова А.С, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152, 226 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований; такие суждения суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения; оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Так, при рассмотрении административного дела установлено, что в Минюст России из Федеральной службы по финансовому мониторингу поступила информация (письмо 10.09.2021 г.) о получении Араповой Г.Ю. иностранного финансирования (на счет истца в АО "Альфа-банк" 24.03.2021 - 400 долл. США от Centrul de Resurse Juridice (Республика Молдова) по соглашению).
Также в Минюст России 29.07.2021 поступила информация из Роскомнадзора о том, что за авторством Араповой Г.Ю. распространяются материалы, доступные для неограниченного круга лиц, на сайтах "Центра защиты прав средств массовой информации" (https://mmdc.ru/), ЭПИ "Эхо Москвы", а также в ее аккаунтах в социальных сетях, в том числе "ВКонтакте" https://vk.com/idl68524465 (более 250 подписчиков).
Кроме того, за период с июля 2020 года по июль 2021 года выявлен ряд материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента ("Голос Америки", "Idel. Реалии", "Кавказ.Реалии", "Крым.Реалии", "Телеканал Настоящее Время", "Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi)", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Сибирь.Реалии", "Север.Реалии", SIA "Medusa Project"), в которых в качестве экспертного представлено мнение Араповой Г.Ю.
08.10.2021 г. Минюстом России принято распоряжение N 1153-р о включении Араповой Г.Ю. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Решение было согласовано с МИД России, что следует из письма от 04.10.2021 г. (л.д.32).
08.10.2021 г. Минюстом России административному истцу направлено уведомление N 11-449082/21 о принятом распоряжении. Информация о включении административного истца в Реестр также была в указанное время размещена в соответствующем разделе на официальном сайте Минюста России.
В соответствии с частями 3, 6, 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к физическому лицу, распространяющему предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающему денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
Решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр); принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является поступившая от органов государственной власти Российской Федерации информация.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Применительно к изложенному, судебная коллегия находит, что суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований, правомерно исходил при этом из того, что распоряжение принято уполномоченным государственным органом, в пределах компетенции и при наличии к тому оснований, с соблюдением установленного порядка и без нарушений прав административного истца.
Законодатель для целей включения в Реестр не связывает получение иностранного финансирования непосредственно на распространение сообщений и материалов.
Оснований не доверять сообщениям Роскомнадзора и Росфинмониторинга относительно Араповой Г.Ю. не имеется.
Фактов дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличия политических мотивов оспариваемого распоряжения, нарушения Минюстом России прав административного истца, в том числе на уважение личной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не установлено.
Обязанности, которые в связи с включением в Реестр возложены на административного истца, распространяются на все лиц с аналогичным статусом. Такие требования установлены действующим законодательством для всех иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, что существующему правопорядку не противоречит; от исполнения обязанности по соблюдению данных требований закона Российской Федерации административный истец не освобождена.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд правильно разрешилнастоящий административный спор, постановилзаконное и обоснованное решение в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению решения суда не являются, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае, в том числе исходя из доводов жалобы, согласно закону отсутствуют; она является надлежащей и соответствует статье 84 КАС РФ; вопреки аргументам в апелляционной жалобе, нарушений ст.ст. 62 и 70 КАС РФ судом не допущено.
Несогласие стороны административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и собственное толкование законодательства, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что оспариваемое решение нарушает конституционные права заявителя являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, были верно оценены как несостоятельные.
Разрешая спор, суд правильно определилпредмет и основания заявленных требований, а также обстоятельства, имеющие значение для дела и закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям; вопреки аргументам апелляционной жалобы, решение суда соответствует требованиям статьи 180 КАС РФ, что подтверждается его содержанием.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены; нарушения принципов административного судопроизводства (равноправия и состязательности сторон, непосредственности исследования доказательств судом) не допущено.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который принят в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.