Судья Московского городского суда В.В. Ставич, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по частной жалобе Э.Г. Кудашевой на определение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 июля 2020 года, которым прекращено исполнительное производство N 57920/18/77053-ПП, возбужденное в отношении Москомстройинвеста на основании исполнительного листа ФС N 029558730 от 14 августа 2018 года в связи с утратой возможности исполнения,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Москомстройинвеста по доверенности фио обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, возбужденное в отношении Москомстройинвеста на основании исполнительного листа в связи с утратой возможности исполнения.
Определением Пресненского районного суда г. Москвы от 20 июля 2020 года исполнительное производство прекращено.
фио в частной жалобе просит об отмене вышеназванного определения, как незаконного и необоснованного.
В порядке части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, в порядке упрощенного (письменного) производства по административному делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд находит определение подлежащим отмене ввиду следующего.
Прекращая исполнительное проивзодство, суд указал, что Москомстройинвест в связи с внесением изменений Федеральным Законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ в Федеральный законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не осуществляет ведение Реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены
Суд считает данную позицию ошибочной.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 7 сентября 2017 года признано незаконным решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционный проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства об отказе во включении Э.Г. Кудашевой в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены. На ответчика возложена обязанность включить фио в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены в течение двадцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Судебным приставом исполнителем ОСП по ЦАО N1 УФССП России по Москве возбуждено исполнительное производство N57920/18/77053-ИП, на основании выданного Пресненским районным судом г. Москвы исполнительного листа серии ФС N 029558730 от 7 сентября 2017 года.
Представитель Москомстройинвеста обратился в суд первой инстанции с заявлением о прекращении исполнительного производства, поскольку Федеральным законом от 27.06.2019 N151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (подпункт "в" пункта 15 ст. 1 ФЗ от 27.06.2019 N151-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон N214-ФЗ, в том числе признана утратившей силу с 27.07.2019 часть 78 статьи 23 Федерального закона N214-ФЗ, на основании которой контролирующий орган признавал в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи права нарушены, пострадавшими, и вел реестр таких граждан. Приказом Минстроя России от 22.08.2019 N483/пр "О признании утратившим силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 N560/пр и от 24.01.2018 N37/ адрес России от 12.08.2016 N560/пр признан утратившим силу. Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона N151-ФЗ (27.07.2019), Москомстройинвест не осуществляет ведение реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены.
Поскольку решение суда вступило в законную силу и должно было быть исполнено до вступления в силу вышеуказанных изменений действующего законодательства, правовые основания для прекращения исполнительного производства отсутствуют.
Кроме того, сами по себе указанные изменения, не нивелируют законную силу судебного акта, обязательного для исполнения.
Частью 1 статьи 359 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", предусматривающий, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), не предполагает произвольного применения и допускает принятие судом соответствующего решения лишь в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Решение же вопроса о наличии оснований для прекращения исполнительного производства осуществляется судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств.
Частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Внесённые Федеральным законом от 27.06.2019 N151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" изменения, в части порядка ведения реестра и определение нового механизма защиты прав граждан чьи средства привлечены для строительства многоквартирного дома, само по себе не свидетельствует о необходимости прекращения исполнительного производства по делам, где соответствующий государственный орган обязан внести сведения о гражданине в соответствующий реестр, как обязательного элемента ранее установленного порядка учета потерпевших лиц, для последующего определения вида и размера предоставляемой им компенсации. Тем более в том случае, когда отказ во внесении сведений о гражданине в реестр был произведен в период действия норм и положений закона и иных правовых актов, впоследствии изменённых законодателем.
Отсутствие в действующем федеральном законодательстве порядка передачи сведений о лицах, включенных ранее в реестры пострадавших граждан чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, для учета при применении нового механизма защиты их прав, не свидетельствует сам по себе о возможности не исполнять вступившее в законную силу решение суда, которым на Москомстройинвест возложена обязанность внести сведения в соответствующий реестр.
При этом Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 16 Федерального закона от 27.06.2019 N151-ФЗ дополнена п. 23.1, согласно которому в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее - реестр проблемных объектов), включаются также сведения о многоквартирных домах, в отношении которых имеются требования граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестр пострадавших граждан), если указанные многоквартирные дома соответствуют основаниям включения в реестр проблемных объектов, предусмотренным частью 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
Если сведения о многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости включены в реестр проблемных объектов, сведения об указанных объектах, в том числе сведения о пострадавших гражданах по указанным объектам, подлежат исключению контролирующим органом из реестра пострадавших граждан. В отношении оставшихся граждан, сведения о которых включены в реестр пострадавших граждан, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждаются или вносятся изменения в соответствующий план-график реализации мероприятий по восстановлению их прав.
Тем самым законодатель установил, что включение гражданина в соответствующий реестр является необходимым условием для последующего восстановления их прав.
Соответственно позиция суда первой инстанции о том, что утрачена возможность исполнения исполнительного документа, в связи с изменением действующего законодательства, является необоснованной.
Руководствуясь ст. 310, ст. 315и ст. 316 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 июля 2020 года отменить полностью, вынести новое определение, которым заявление Москомстройинства о прекращении исполнительного производства оставить без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.