Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Перовского районного суда адрес от 19 августа 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска фио к Территориальной избирательной комиссии внутригородского муниципального образования адрес муниципального адрес, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес о признании недействительным решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 01.08.2022 N 18/6 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3 фио" и протокола рабочей группы об итогах проверки подписных листов - отказать",
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии внутригородского муниципального образования адрес муниципального адрес, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес о признании недействительным решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 01 августа 2022 года N 18/6 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3 фио" и протокола рабочей группы об итогах проверки подписных листов, мотивируя свои требования тем, что 29 июля 2022 года административным ответчиком вынесен оспариваемый протокол, а 01 августа 2022 года Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес решением N 18/6 отказала в регистрации кандидата в депутаты фио, с чем административный истец не согласна, поскольку избирательная комиссия нарушила ее права, назначив заседание комиссии на 02 августа 2022 года, тогда как оспариваемое решение было принято 01 августа 2022 года, в отсутствие извещения фио о заседании комиссии. Административный истец представила в адрес комиссии необходимые документы, в том числе справку о доходе и имуществе, однако административным ответчиком было указано на отсутствии данных документов, кроме того, 32 подписи избирателей были необоснованно признаны недействительными, что свидетельствует о формальном подходе административного ответчика, поскольку ошибка в нумерации подписных листов не является существенным нарушением, а отказ в регистрации по данной причине лишает ее возможности реализовать свои избирательные права.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес - фио, прокурора фио, находит, что решение Перовского районного суда адрес от 19 августа 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21 июня 2022 года решением Совета депутатов муниципального адрес N 1/77 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес в адрес.
13 июля 2022 года фио представила в Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования адрес муниципального адрес комплект документов для своего выдвижения для регистрации в качестве кандидата.
22 июля 2022 года фио представила в Избирательную комиссию документы для своей регистрации, в том числе листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения.
В соответствии с решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от "24" июня 2022 г. N 3/2 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес, выдвинутого по соответствующему многомандатному избирательному округу" количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу N 3 составляет 30 подписей.
В соответствии с решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от "05" июля 2022 г. N 5/4 "О количестве подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по соответствующему многомандатному избирательному округу", протоколом Рабочей группы избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес об итогах проверки подписных листов, представленных фио, проверено 34 подписи избирателей, из них признаны недействительными 32 и (или) недостоверными 32 подписей избирателей. Количество достоверных подписей составляет - 2 подписи.
29 июля 2022 года административным ответчиком составлен протокол об итогах проверки подписных листов, содержащих избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3, из которого следует, что 32 подписи избирателей из 34 представленных, признаны недействительными на основании подпункта "и" части 6.4. статьи 38 ФЗ N67.
01 августа 2022 года Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес приняла решение N 18/6 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3 фио".
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес 01 августа 2022 года N 18/6 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3 фио" и протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов вынесены в соответствии с законодательством, регулирующим спорные правоотношения, поскольку при оформлении и изготовлении своих подписных листов административный истец допустила нарушение формы подписного листа, утвержденной Приложением 8 к Федеральному закону N67-ФЗ, выразившееся в удалении установленной законодателем в утвержденной Приложением 8 к 67-ФЗ форме подписного листа единой цифровой нумерации строк для подписей избирателей в пределах одного подписною листа, в частности, вместо утвержденной законом единой цифровой нумерации строк для подписей избирателей в пределах одного подписного листа фио в своих подписных листах, в которых на одном листе содержится только одна подпись избирателя, от руки проставила сквозную нумерацию всех собранных подписей через все подписные листы формате: лист N1 ? подпись 1, лист N 2 - подпись 2, лист N 3 ? подпись 3 и так далее.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с п унктом 1 статьи 37 Закона адрес от 06 июля 2005 года N 38 Избирательного кодекса адрес, регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, муниципального списка кандидатов, и документов, необходимых для регистрации.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 32 и пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения и выдвижения избирательным объединением. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Частью 1 статьи 31.1 Избирательного кодекса адрес предусмотрено, что необходимым условием регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата (муниципального списка кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.
Согласно части 2 статьи 34 Избирательного кодекса адрес количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, устанавливается организующей выборы избирательной комиссией.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления изготавливаются и оформляются по форме, согласно приложению 8 к Федеральному закону (часть 5 статьи 34 Избирательного кодекса адрес).
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона N67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Аналогичные положения содержаться в ч. 14 ст. 34 Закона адрес от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - "Избирательный кодекс адрес").
Образец заполнения подписных листов, утвержденный решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес предусматривал указание на единую цифровую нумерацию строк для подписей избирателей в пределах одного подписного листа.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме содержащейся в Приложении 8 к Федеральному закону N67-ФЗ.
Согласно пункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону.
Из требований к форме подписного листа содержащихся в Приложении 8 к Федеральному закону N67-ФЗ следует, что подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.
Для соблюдения вышеуказанного требования законодателем в обязательной к применению форме подписного листа установлена единая цифровая нумерация строк для подписей избирателей в пределах одного подписного листа.
Указанная цифровая нумерация содержится в форме подписного листа (Приложении 8 к 67-ФЗ) в столбце с названием "N п/п" в виде последовательной нумерации каждой строки с указанием цифр от "1" до "5".
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что фио было допущено существенное нарушение императивных норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения, выразившееся в нарушении установленной законом формы подписного листа, удалении единой цифровой нумерации строк и внесении подписные листы непредусмотренной Приложением 8 к Федеральному закону N67-ФЗ информации, что в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для признания всех подписей избирателей недействительными, оспариваемое решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес 01 августа 2022 года N 18/6 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N3 фио" и протокол рабочей группы об итогах проверки подписных листов, вынесены в полном соответствии с приведенным правовым регулированием, в пределах предоставленной административному ответчику компетенции, в связи с чем требования фио удовлетворению не подлежат.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда адрес от 19 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.