Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Аллахвердиевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-503/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Тверского районного суда адрес от 28 апреля 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Третьякова Геннадия Викторовича к Главному управлению МВД России по адрес о признании решения незаконным, обязании предоставить статус вынужденного переселенца - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Третьяков Г.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУВМ МВД России о признании незаконным решения от 22.02.2022 года об отказе в предоставлении государственной услуги - статуса вынужденного переселенца. Требования мотивированы тем, что он является гражданином Российской Федерации, покинул свое постоянное местожительства, где являлся собственником жилья, а на адрес никогда не имел жилого помещения, покинул место своего жительства в результате преследования.
Административный истец Третьяков Г.В. в судебном заседании требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика ГУВМ МВД России, действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не применены нормы материального права, подлежащие применению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения административного истца фио, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика ГУ МВД России, действующей на основании доверенности фио, изучив решение судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены состоявшегося решения суда.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В ходе судебного заседания установлено, что Третьяков Г.В, паспортные данные, является гражданином Российской Федерации и Азербайджана, имеет высшее образование.
06.09.2021 года Третьяков Г.В. прибыл на адрес из адрес. Адресом постоянного прежнего места жительства является: адрес. Проживать по прежнему месту жительства остались жена - фио кызы и сын фио Члены семьи фио не сняты с регистрационного учета.
02.12.2021 года Третьяков Г.В. обратился в Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по адрес с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, также имеющий гражданство адрес по рождению, паспортные данные адрес АССР. В качестве причин, по которым покинул прежнее постоянное место жительства, последний указал на неоднократные попытки вербовки органами национальной безопасности, лишение возможности заниматься предпринимательской деятельностью, лишение бизнеса и работы.
Решением ГУ МВД России по адрес от 07.12.2021 года ходатайство фио зарегистрировано и 13.12.2021 года последнему выдано свидетельство о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем N1837 сроком на три месяца.
По результатам рассмотрения ходатайства решением ГУ МВД России по адрес от 22.02.2022 в предоставлении государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца гражданину Российской Федерации Третьякову Г.В. отказано ввиду отсутствия признаков и обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что никаких конкретных фактов преследования, сведений о совершенном в отношении фио или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка на адрес заявитель не указал.
Данные вывода суда являются мотивированными, обоснованными обстоятельным изучением собранных по делу доказательств, получившим оценку по ст. 84 КАС РФ, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
Статус вынужденных переселенцев определен Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-I, Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"), им же установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на адрес.
Согласно названному закону вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (пункт 1 статьи 1).
В силу пункта 2 статьи 1 Закона в Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на адрес;
2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
Порядок осуществления государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия регулируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом МВД России от 04.09.2019 года N 602.
Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями для получения государственной услуги являются:
2.1. Гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на адрес.
2.2. Гражданин, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.
2.3. Гражданин, признанный в установленном Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" порядке вынужденным переселенцем.
Как верно было установлено судом первой инстанции, никаких конкретных фактов преследования, сведений о совершенном в отношении фио или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка на адрес, административный истец не представил.
Сведения о том, что в адрес занимался политической, религиозной, общественной деятельностью административным истцом не подтверждены, равно, как и не подтвержден факт опасения стать жертвой преследования. Заявителем не были представлены объективные доказательства того, что он подвергался моральному давлению в виде дискриминации и дискредитации со стороны органов национальной безопасности Азербайджана, то есть положения части 1 статьи 1 Закона о вынужденных переселенцах к административному истцу не применимы. Напротив, административным ответчиком доказана законность принятого решения.
При таком положении у суда первой инстанции имелись все основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом изучены представленные по делу доказательства, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы являются аналогичными мотивам обращения в суд.
Изложенное в апелляционной жалобе не опровергает выводы суда, т.к. приведенные в ней обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех доказательств, не основаны на правильном толковании закона, не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
При таком положении оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца фио - без удовлетворения.
Решение районного суда и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу во Второй кассационный суд общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 28.10.2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.