Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре Ю.А. Карасевой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе Департамента городского имущества г. Москвы (далее - адрес Москвы) на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 июля 2020 года по административному иску Г.А. Филипенкова к адрес Москвы о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛА:
Г.А. Филипенков обратился в суд с указанным выше административным иском к ДГИ г. Москвы, полагая, что административный ответчик необоснованно посчитал размер площади жилого помещения на праве пользования, приходящегося на каждого члена семьи заявителя, исходя из 9 человек, что, по его мнению, не соответствует действительности.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 20 июля 2020 года постановлено: признать незаконными решение адрес Москвы от 24 сентября 2019 года N... об отказе в предоставлении государственной услуги.
Возложить на ДГИ г. Москвы обязанность повторно рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях фио, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные Филипенкова, фио, фио, фио, паспортные данные.
В остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе представителем ДГИ г. Москвы ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии административный истец Г.А. Филипенков просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ДГИ г. Москвы, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами.
Из материалов дела усматривается, что заявители в составе 7 человек, зарегистрированные по месту жительства по адрес: Г.А. Филипенков, фио, фио, М.М. едельникова, фио, фио, фио, обратились с заявлением о предоставлении государственной услуги по принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заявители зарегистрированы по месту жительства на основании договора социального найма жилого помещения от 15 июля 2010 года N... и занимают трехкомнатную квартиру площадью жилого помещения 68, 8 кв.м.
24 сентября 2019 года заявители были уведомлены об отказе в предоставлении государственной услуги на основании пункта 2.10.1.2. постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N521-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы Департаментом городского имущества города Москвы в сфере жилищных отношений" - представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Не согласившись с таким решением, Г.А. Филипенков обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2014 года N521-ПП.
Единый порядок и условия постановки на жилищный учет и предоставления жилых помещений в городе Москве определены Законом г. Москвы от 11 июня 2006 года N29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" (далее - Закон N29).
Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования, либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти адрес разным семьям.
Согласно ст. 4 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги.
Решение о постановке на жилищный учет принимается по результатам проверки уровня жилищной и имущественной обеспеченности на основании представленных заявителем и запрошенных документов.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N29 членами семьи заявителя являются супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Указанное определение членов семьи используется исключительно в целях реализации гражданами прав и обязанностей в жилищной сфере и не является тождественным определению "семья", используемому в целях, установленных Семейным кодексом Российской Федерации.
Определяющим критерием для отнесения гражданина к числу членов семьи в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона является регистрация в жилом помещении по месту жительства. Отсутствие между гражданами, зарегистрированными в одном жилом помещении, семейных правоотношений, не является основанием для реализации гражданами жилищных прав в качестве отдельных семей.
Таким образом, все граждане, зарегистрированные в одном жилом помещении, в целях решения их жилищных вопросов, считаются членами одной семьи.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения", ст. 51 ЖК РФ, проверил доводы сторон, дал представленным доказательствам правовую оценку, и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, верно не приняв во внимание доводы искового заявления о том, что фио каких-либо прав на принадлежащие фио (муж - фио) и фио (сын фио) жилые помещения не имеет. В то же время судом правомерно учтено, что фио и фио с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращались, в квартиру не вселялись и не претендовали на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика касаются обстоятельств, установленных судом первой инстанции, были предметом подробного изучения суда первой инстанции и направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 20 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.