Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Гордеевой О.В., Михайловой Р.Б., с участием прокурора фио, при секретаре Устинове Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело N2а-832/2022 по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Абакумовой Ольги Сергеевны к зарегистрированному кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Авдои фио об отмене регистрации кандидата
по апелляционной жалобе административного ответчика Авдои М.Т. на решение Никулинского районного суда адрес от 31 августа 2022 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
административный истец Абакумова О.С. обратилась в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Авдои фио.
В обоснование требований административный истец указал, что кандидат Авдои М.Т. использовал на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании, денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда, при этом их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, а именно статьей 57 Избирательного кодекса адрес, в связи с чем регистрация Авдои М.Т. подлежит отмене по основаниям, указанным в подпункте "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункте 2 части 7 статьи 87 Избирательного кодекса адрес.
Решением Никулинского районного суда адрес от 31 августа 2022 года постановлено:
Требования зарегистрированного кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Абакумовой Ольги Сергеевны об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу
N 1 Авдои фио удовлетворить, отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Авдои фио, паспортные данные.
Административный ответчик Авдои М.Т. в апелляционной жалобе просит об отмене состоявшегося по делу судебного акта, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного ответчика Авдои М.Т, его представителя фио, возражения представителя административного истца Абакумовой О.С. по доверенности Ермолаевой О.А, представителя Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес - фио, заключение прокурора фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор (часть 11 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002
N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Регистрация кандидата в силу пункта 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в определенных данным пунктом случаях, к которым отнесено использование кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов (подпункт "б").
Судом установлено, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 23 июня 2022 года N 4/1 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес.
Полномочия комиссии, организующей данные выборы - Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес возложены на Территориальную избирательную комиссию адрес.
12 июля 2022 года Авдои М.Т. представил в Избирательную комиссию документы, для его выдвижения в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1, выдвинутого МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Для финансирования избирательной кампании кандидатом Авдои М.Т. 12 июля 2022 года был открыт специальный избирательный счет N 40810810238009419324 в структурном подразделении N 9038/01501 ПАО Сбербанк.
13 июля 2022 года Авдои М.Т. представил в Избирательную комиссию документы для своей регистрации в качестве кандидата.
Решением Избирательной комиссии от 23 июля 2022 года N 14/1 Авдои М.Т. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
Решением Избирательной комиссии от 28 июля 2022 года N 17/15 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 зарегистрирована Абакумова О.С.
19 августа 2022 избирательной комиссией при проведении контроля расходования средств избирательных фондов кандидатов из ПАО Сбербанк получены сведения о состоянии расчетов по специальным избирательным счетам кандидатов, в том числе выписка из лицевого счета за период с 27 июня 2022 по 18 августа 2022 по счету кандидата Авдои фио N 40810810238009419324 в Московском отделении Сбербанка России.
Согласно указанной выписке, избирательный фонд кандидата Авдои М.Т. сформирован за счет внесения собственных средств кандидата в сумме сумма, из которых сумма были внесены 18 июля 2022 года, сумма были внесены
23 июля 2022 года.
Денежные средства избирательного фонда в сумме сумма были израсходованы Авдои М.Т. на изготовление печатных агитационных материалов. 19 июля 2022 года в сумме сумма (за изготовление листовки А4, 4+0, самоклейка), в сумме сумма (за изготовление листовки А4, 4+0, 115 бумага), в сумме сумма
(за изготовление листовки А5, 4+4, 115 бумага), 16 августа 2022 года в сумме сумма (за изготовление листовки А5, 4+4, 115 бумага).
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что имеются основания, предусмотренные подп. "б" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для отмены регистрации кандидата в депутаты, поскольку сумма денежных средств (сумма), поступившая на специальный избирательный счет Авдои М.Т. с нарушением установленного порядка и израсходованная кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах, превышает размер в 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, который составляет сумма.
Исходя из положений пункта 1 части 4, части 6 статьи 57 Избирательного кодекса адрес Авдои М.Т. мог внести на свой специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда собственные средства в размере не превышающем сумма, однако им было внесено сумма собственных средств, что на сумма больше установленного размера.
Собственные средства кандидата, превышающие установленный пунктом 1 части 4 статьи 57 Избирательного кодекса адрес размер (а именно сумма), подлежали возврату, то есть не могли быть использованы Авдои М.Т. для финансирования расходов, связанных с его избирательной кампанией.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе результатом автоматической проверки платежей, из которой следует, что денежные средства в размере сумма поступили с превышением максимальной суммы собственных средств и подлежали возврату не позднее 02 августа 2022 года.
Однако, поступившие 23 июля 2022 года с нарушением денежные средства, не были возвращены Авдои М.Т. в установленный срок, а были израсходованы им 16 августа 2022 года на изготовление печатных агитационных материалов, то есть на финансирование избирательной кампании и достижения определенного результата на выборах.
Расходование с целью достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды в установленном порядке, напрямую запрещается как пунктом 5.2 Инструкции, утвержденной решением Московской городской избирательной комиссии от 01.06.2021 N 149/9, так и частью 6 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 4 статьи 60 Избирательного кодекса адрес.
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В пункте 4 статьи 48 Федеральный закон N67-ФЗ закреплено, что граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 1 статьи 57 Избирательного кодекса адрес кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Как следует из положений пункта 11 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ, части 1 статьи 58 Избирательного кодекса адрес все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России".
В силу части 6 статьи 58 Избирательного кодекса адрес порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов устанавливается городской комиссией по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу адрес. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются городской комиссией.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 01.06.2021 N 149/9 утверждена "Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, формах учета и отчетности кандидатов при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес" (далее - Инструкция), которая носит нормативный характер.
Как следует из части 6 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 4 статьи 60 Избирательного кодекса адрес кандидаты, избирательные объединения, вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, участников референдума, а также на проведение предвыборной агитации, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды в установленном законом порядке.
Часть 10 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ предусматривает, что законом устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов.
Часть 6 статьи 57 Избирательного кодекса адрес устанавливает, что предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу, не может превышать сумма, а баллотирующегося по многомандатному избирательному округу - сумма.
В соответствии с положениями части 4 статьи 57 Избирательного кодекса адрес избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет:
1) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 3 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата на должность Мэра Москвы, 5 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда, кандидата в депутаты Московской городской Думы, 10 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования, кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления. Указанные предельные суммы расходов устанавливаются частями 5, 6 и 7 настоящей статьи;
2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (не из средств избирательного фонда избирательного объединения), которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата, установленной частями 5, 6 и 7 настоящей статьи;
3) добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем 0, 5 процента от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата на должность Мэра Москвы, 2 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата на должность главы муниципального образования, кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, установленных частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, для каждого гражданина;
4) добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем 10 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата на должность Мэра Москвы, 50 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата в депутаты Московской городской Думы, кандидата на должность главы муниципального образования, кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, установленных частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, для каждого юридического лица.
Подпункт 1 пункта 2.3. Инструкции также устанавливает, что избирательные фонды кандидатов могут создаваться в том числе за счет собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 10 процентов от предельной суммы расходов средств избирательного фонда кандидата (сумма - для кандидата, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу; сумма - для кандидата, баллотирующегося по многомандатному избирательному округу).
Часть 13 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ устанавливает, что комиссии осуществляют контроль за порядком формирования средств избирательных фондов и расходованием этих средств.
В силу части 7 статьи 59 Федерального закона N 67-ФЗ кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете фонда референдума инициативной группы по проведению референдума.
Подпункт "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 2 части 7 статьи 87 Избирательного кодекса адрес устанавливают, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом (статьей 57 Избирательного кодекса адрес), или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.
Принимая во внимание положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Судом установлено, что Авдои М.Т. использовал на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании, денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда, при этом их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного статьей 57 Избирательного кодекса адрес, в связи с чем имеются основания для отмены регистрации кандидата Авдои М.Т, предусмотренные подпунктом "б" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, пунктом 2 части 7 статьи 87 Избирательного кодекса адрес.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Авдои М.Т, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают выводов решения суда, и не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Иное толкование административным ответчиком Авдои М.Т. положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка фактических обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Доводы апелляционной жалобы признаются коллегией несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены либо изменению принятого по делу судебного акта.
По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда адрес от 31 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.