Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей Михайловой Р.Б, Рубцовой Н.В, при секретаре Аллахвердиевой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Фонду поддержки отечественного кинематографа о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-17/2017)
по апелляционной жалобе с учетом дополнений к ней учредителей Фонда кинематографа Сельянова С.М, Уханова М.В. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 27 февраля 2017 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения представителей Фонда кинематографа Ануфриева К.В. и подателей апелляционной жалобы Чернякова М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обратилось в суд с административным исковым заявлением к Фонду поддержки отечественного кинематографа (сокращенное наименование - Фонд кинематографа, ОГРН.., учетный номер...) о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик в нарушение ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не представляет в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе от иностранных организаций; не размещает в сети Интернет и не предоставляет средствам массовой информации отчеты о своей деятельности.
Административный ответчик не исполнил письменное предупреждение от 24 августа 2016 года об устранении в срок до 10 октября 2016 года нарушений законодательства.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от27 февраля 2017 года постановлено:
"административные исковые требования Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Фонду поддержки отечественного кинематографа о ликвидации некоммерческой организации и ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Фонд поддержки отечественного кинематографа (учетный номер.., ОГРН...).
Решение является основанием для исключения Фонда поддержки отечественного кинематографа (учетный номер.., ОГРН...) из Единого государственного реестра юридических лиц".
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней учредителями Фонда кинематографа Сельяновым С.М, Ухановым М.В. ставится вопрос об отмене указанного судебного акта как незаконного; в обоснование доводов заявители ссылаются на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
Исследовав материалы дела, в том числе приобщенные на основании статьи 308 КАС РФ доказательства о деятельности некоммерческой организации, подаче предусмотренной статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" отчетности и размещении информации, выслушав объяснения представителей Фонда кинематографа Ануфриева К.В. и подателей апелляционной жалобы Чернякова М.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в силу следующего.
При рассмотрении административного дела установлено, что Фонд Кинематографа зарегистрирован в качестве юридического лица 11 марта 2008 года, о чем произведена запись в ЕГРЮЛ за номером...
Запись об административном ответчике также внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве за учетным номером 771410964.
При осуществлении контрольных функций в отношении ответчика Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве было выявлено, что Фонд кинематографа не представляет в уполномоченный орган отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных организаций; не размещает в сети Интернет и не предоставляет средствам массовой информации отчеты о своей деятельности.
Административным истцом в адрес Фонда кинематографа было направлено письменное предупреждение от 24 августа 2016 года об устранении нарушений законодательства в срок до 10 октября 2016 года.
Предупреждение Фондом кинематографа в указанный срок исполнено не было; информация об устранении выявленных нарушений законодательства в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации своевременно не направлялась.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3).
Согласно ч.ч. 3, 3.2 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", который предусматривает, что названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Положению о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций; вправе в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения; административному истцу предоставлено право обращаться в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 ГК РФ по результатам контроля.
Разрешая спор, суд, руководствуясь данными нормами пришел к выводу о том, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению; Фондом допущены нарушения закона, сведений об их устранении не установлено, что является основанием для прекращения деятельности организации в качестве юридического лица, ее ликвидации с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судебная коллегия с обоснованностью указанных выводов согласиться не может, полагая, что судом не учтены в полной мере нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, а также фактические обстоятельства дела.
Согласно статьям 26, 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению суда по основанию, в частности, нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократных или грубых нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Из представленных в административное дело доказательств, оснований не доверять которым не имеется, следует, что Фонд кинематографа согласно Уставу учрежден для поддержки, содействия в развитии отечественного кинематографа (пункт 2.2.) и непосредственно вплоть до фактически настоящего времени (13 декабря 2021 года) продолжал активно работать, осуществлять уставную деятельность (принимать пожертвования и направлять их на развитие отечественного кинематографа, полноценно участвовать в хозяйственной деятельности Фонда, направленной на достижение социально полезных целей (заключено большое количество гражданских договоров и др.), разместил в сети Интернет за 2020, 2021 отчетные периоды требуемые по закону отчеты и информацию о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе от иностранных организаций.
Административный истец в возражениях на апелляционную жалобу подтверждает загрузку этих сведений на информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации и получение отчетов.
Таким образом, установлено, что административным ответчиком на настоящее время исполнены требования пунктов 3 и 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" обращено внимание на то, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, но такого рода санкция не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, законодатель исходит из того, что ликвидация юридического лица по решению суда по иску государственного органа является исключительной и крайней мерой; само по себе формальное установление поименованных в законе случаев (оснований) назначения соответствующей санкции (ликвидации) не является достаточным основанием для ее применения судом, а равно не любые нарушения требований закона (даже при условии их доказанности) могут служить поводом к ликвидации юридического лица, а только те, последствия от которых являются настолько существенными и объективно неустранимыми, свидетельствующими о том, что восстановление законности и правопорядка возможно только путем прекращения деятельности организации; формализм в вопросах применения такого вида публично-правовой ответственности как ликвидация юридических лиц, в связи с которым организация утрачивает свою право- и дееспособность, перестает существовать, признается недопустимым.
Исходя из изложенного, если нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц, а равно не влекут каких-либо негативных последствий, со всей очевидностью, ликвидация организации в такой ситуации не будет соответствовать принципам соразмерности, справедливости наказания и законной быть признана не может.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также разъяснил, что такая исключительная мера как ликвидация организации должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).
При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела вышеизложенное нормативное регулирование не учтено, а фактические обстоятельства, согласно которым организация активно продолжает уставную деятельность, устранила выявленные нарушения законодательства, которые не привели ни к каким тяжким, необратимым последствиям, не установлены (проверены) судом должным образом.
В связи с этим, не признается правильным вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований; по мнению судебной коллегии, оценивающей собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, достаточных оснований для применения такой исключительной меры ответственности как ликвидация юридического лица в рассматриваемом случае не имеется.
При таких данных, решение суда на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку в данном случае ликвидация организации в судебном порядке явно несоразмерна последствиям выявленных нарушений законодательства в деятельности Фонда кинематографа; выявленные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц; организация устранила нарушения, в связи с которыми контролирующий орган требовал ее ликвидации, в связи с чем оснований прекращать деятельность юридического лица не имеется.
Обсуждая аргументы административного истца о том, что предупреждение обязывало Фонд кинематографа устранить выявленные нарушения в срок до 10 октября 2016 года, а отчеты и информацию административный ответчик обязан представлять ежегодно, а не спустя продолжительное время, судебная коллегия их во внимание не принимает, опять-таки отмечая, что сами по себе они о наличии оснований для ликвидации организации не указывают, поскольку о неустранимости нарушений закона не свидетельствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 27 февраля 2017 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Фонду поддержки отечественного кинематографа о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.