Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Цыганковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес на решение Коптевского районного суда адрес от 23 ноября 2021 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (Сочи) о приостановлении государственной регистрации прав от 05.07.2021 г. КУВД - 001/2021-25785049/1 по основаниям отсутствия продавца.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (Сочи) возобновить рассмотрение поданных по заявлению Астаниной Галины Алексеевны документов",
УСТАНОВИЛА:
Астанина Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от 05 июля 2021 года, возложении обязанности возобновить рассмотрение поданных документов, мотивируя свои требования тем, что 14 декабря 2015 года между ООО "Горные Апартаменты" и Астаниной Г.А. был заключен Договор уступки прав требования по Договору участия в долевом строительстве N 42 Г от 29 января 2009 года. Спустя некоторое время Астаниной Г.А. стало известно о том, что ООО "Горные Апартаменты" исключено из ЕГРЮЛ. Астанина Г.А. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (Сочи) с заявлением о государственной регистрации прав, представив комплект документов, за исключением заявления со стороны ООО "Горные Апартаменты". 05 июля 2021 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес приняло решение о приостановлении государственной регистрации по причине отсутствия заявления ООО "Горные Апартаменты". С указанным решением административного ответчика Астанина Г.А. не согласна, поскольку оно не соответствуют законодательству, регулирующему спорные правоотношения и нарушает права и законные интересы административного истца.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Астаниной Г.А. - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит, что решение Коптевского районного суда адрес от 23 ноября 2021 года подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов настоящего административного дела следует, что 29 января 2009 года между ООО "Горные Апартаменты" и ООО "Панорама 2004" был заключен Договор участия в долевом строительстве N 42 Г.
14 декабря 2015 года между ООО "Горные Апартаменты" и Астаниной Г.А. был заключен Договор уступки прав требования по Договору участия в долевом строительстве N 42 Г от 29 января 2009 года.
Предметом Договора уступки прав требования является передача Астаниной Галиной Алексеевной прав требования в отношении следующих объектов :место на встроенной автостоянке N 10А общей площадью 14, 9 кв.м, место на встроенной автостоянке N 13Б общей площадью 14, 0 кв.м, место на встроенной автостоянке N 30А общей площадью 14, 5 кв.м
Стороны договора не обращались за государственной регистрацией.
28 марта 2016 года ООО "Горные Апартаменты" (ОГРН 1062320040364) исключено из ЕГРЮЛ.
24 июня 2021 года Астанина Г.А. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес (Сочи) с заявлением о государственной регистрации права в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов).
На государственную регистрацию был представлен комплект документов, за исключением заявления со стороны ООО "Горные Апартаменты".
05 июля 2021 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес приняло решение о приостановлении государственной регистрации по причине отсутствия заявления ООО "Горные Апартаменты".
Принимая решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, договор уступки, заключенный в момент наличия у продавца ООО "Горные Апартаменты" статуса юридического лица Астаниной Г.А. исполнен, в связи с чем она приобрела права требования по надлежащему правовому основанию, а действующие на момент принятия решения нормы права также позволяли осуществить государственную регистрацию на основании заявления одной из сторон при отсутствии второй стороны.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, названные в статье 26 указанного федерального закона, в течение срока приостановления не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 названного Закона).
Как предусмотрено частью 10 статьи 48 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация соглашения (договора), на основании которого производится уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, осуществляется по заявлению сторон договора о такой уступке (цедента и цессионария). Для государственной регистрации договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве также необходимы:
1) договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве;
2) справка, подтверждающая полную или частичную уплату цены договора участия в долевом строительстве цедентом застройщику, выступающему стороной договора участия в долевом строительстве, с указанием размеров и сроков внесения платежей и выданная таким застройщиком или банком, через который осуществлялись указанные платежи.
Принимая во внимание, что необходимые условия для государственной регистрации права по договору об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве не были соблюдены, поскольку регистратору не представлен документ, необходимый для осуществления государственной регистрации прав ввиду того, что одной из стороной договора не предоставлено заявление, предоставление которого установлено частью 10 статьи 48 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, оспариваемое решение о приостановлении государственной услуги является законным и обоснованным, а утверждение административного истца об обратном основаны на неверном толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Данные обстоятельства указывают на то, что обжалуемое решение о приостановлении государственной регистрации права соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, в связи с чем, оно является законным и обоснованным, а потому решение суда, установившее обратное, указывает на не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам административного дела.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; по настоящему делу такая необходимая совокупность отсутствует, у судебной коллегии не имеется оснований полагать оспариваемое решение незаконным и нарушающим права административного истца.
Таким образом, решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Коптевского районного суда адрес от 23 ноября 2021 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Астаниной Галины Алексеевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации прав от 05 июля 2021 года, возложении обязанности возобновить рассмотрение поданных документов отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.