Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца фио фио на решение Савеловского районного суда адрес от 20 декабря 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административных исковых требований фио фио к Управлению Росреестра по адрес о признании приостановки регистрации незаконной, обязании осуществить государственный кадастровый учет - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Вайс А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, в котором просит обязать Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес зарегистрировать право собственности Вайса А.И. на следующие объекты недвижимости: многоквартирный дом низкой этажности, общей площадью 953, 9 кв.м. в том числе жилой 491, 8 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером... по адресу: адрес и следующие помещения: 1.Цокольный этаж общей площадью 199, 0 кв.м, литера А: 1.Нежилое помещениеN1 общей площадью 13, 7 кв.м... 2. Нежилое помещение N2, общей площадью 12, 0 кв.м. 3. Нежилое помещение N3, общей площадью 12, 0 кв.м. 4. Нежилое помещение N4 общей площадью 12, 0 кв.м. 5. Нежилое помещение N5, общей площадью 11, 4 кв.м. 6. Нежилое помещение N6, общей площадью 16, 0 кв.м. 7. Нежилое помещение N7, общей площадью 1, 5 кв.м. 8. Нежилое помещение N9 общей площадью 5, 1 кв.м. 9. Нежилое помещение N 10 общей площадью 10, 9 кв.м. 10. Нежилое помещение N11, общей площадью 9, 9 кв.м... 11.Нежилое помещение N12 общей площадью 10, 9 кв.м, 12. Нежилое помещение N13 общей площадью 13, 4 кв.м. 13. Нежилое помещение N15 общей площадью 37, 9 кв.м. 1 этаж, общей площадью 218, 1 кв.м, литера А: 14. Квартира N1, общей площадью 21, 2 кв.м. 15. Квартира N2 общей площадью 26, 5 кв. адрес N 3 общей площадью 35, 7 кв.м. 17. Квартира N4, общей площадью 34, 7 кв.м. 18. Квартира N5, общей площадью 35, 1 кв.м. 19. Квартира N6, общей площадью 38, 6 кв.м. 20. Нежилое помещение N1.3, общей площадью 19, 4 кв.м, 2 этаж, общей площадью 204, 1 кв.м, литера А, 21.Квартира N7 общей площадью 23, 5 кв.м. 22. Квартира N 8 общей площадью 26, 0 кв.м. 23. Квартира N9 общей площадью 36, 3 кв.м. 24. Квартира N 10, общей площадью 34, 8 кв.м. 25. Квартира N11, общей площадью 35, 1 кв.м. 26. Квартира N12, общей площадью 38, 6 кв.м. 3 этаж общей площадью 200, 8 кв.м, литера А, 27.
Квартира N 13, общей площадью 19, 0 кв. адрес N14, общей площадью 29, 5 кв.м. 29. Квартира N 15 общей площадью 35, 9 кв.м. 30. Квартира N 16, общей площадью 35, 3 кв.м. 31. Квартира N 17, общей площадью 35, 0 кв.м. 32. Квартира N18, общей площадью 39, 0 кв. адрес общей площадью 134, 6 кв.м, литера А. 33. Нежилое помещение N1, общей площадью 35, 8 кв.м. 34. Нежилое помещение N2, общей площадью 35, 8 кв. адрес помещение N3, общей площадью 37, 1 кв.м. 36. Нежилое помещение N4, общей площадью 25, 9 кв. адрес помещения общего пользования. 37 Нежилые помещения общего пользования (коридор, лестничная клетка, 6 тамбуров), общей площадью 53, 4 кв. адрес также просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адрес о приостановлении регистрации права собственности Вайса А.И. на объекты недвижимости на основании уведомлений от 02 апреля 2021 года N КУВД-001/2021-9948040/1, от 28 мая 2021 года N КУВД-001/2021-9948040/3, от 17 июня 2021 года N КУВД-001/2021-9948040/4, обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет здания.
В обоснование заявленных административных исковых требований Вайс А.И. указывает, что он узаконил право собственности на самовольную постройку, представляющую собой жилой комплекс, на основании вступившего в силу Решения Арбитражного суда адрес от 04 декабря 2020 года по делу NА41-37902/2019, в связи с чем подал документы в Управление Росреестра по фио для регистрации права собственности на указанную недвижимость. 18 марта 2021 года через личный кабинет на портале Росреестра представителем истца было направлено заявление N КУВД -001/2021-9948040 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав. 02 апреля 2021 года N КУВД-001/2021-9948040 административным ответчиком принято решение о приостановке государственной регистрации права собственности. После подачи дополнительных документов Управлением Росреестра по фио было принято уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 28 мая 2021 года N КУВД-001/2021-9948040/, с которым административный истец не согласен и полагает, что им предоставлены все необходимые документы, поскольку регистрация осуществляется не в порядке ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, а на основании судебного решения.
Замечание административного ответчика о том, что в представленных документах якобы отсутствует заявление(я) о государственной регистрации прав на созданные объекты недвижимости необоснованно, поскольку регистратор в обоснование позиции ссылается на п. 5 ст. 40 Закона о регистрации, согласно которой при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, однако заявление от 18 марта 2021 года N КУВД-001/2021-9948040 подано с целью получения государственной услуги государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на здание (многоквартирный дом) во исполнение Решения, согласно которому за истцом признано право собственности именно на многоквартирный дом, а не на отдельные помещения. Также, в соответствии с п. 6 ст. 41 Закона о регистрации в случае, если все помещения в здании находятся в собственности одного лица, такое лицо вправе обратиться с заявлением о прекращении права собственности на все помещения с одновременной государственной регистрацией права собственности на такое здание. Таким образом, Закон о регистрации допускает регистрацию права собственности на здание, если все помещения находятся в собственности одного лица. 11 апреля 2021 года представителем Вайса А.И. в Управление Росреестра по фио были поданы заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на все помещения в многоквартирном доме. Однако уведомление о приостановлении от 02 апреля 2021 года N КУВД-001/2021-9948040/1, подписанное государственным регистратором 30 апреля 2021 года, ответы Управления Росреестра по адрес от 06 мая 2021 года N 709-03634/21, от 14 мая 2021 года N 709-03909/21 на обращения, по-прежнему, содержат указание на то, что вышеуказанные заявления на помещения не представлены.
Фактически заявителю вменяется непредставление представленных документов, истребованных незаконно. Замечание государственного регистратора о том, что представленные к учету помещения якобы должны быть не изолированы и не обособлены от других помещений, что не имеет место в рассматриваемом случае, несостоятельно ввиду того, что уведомление не содержит никаких уточнений о том, какие именно помещения не изолированы и не обособлены, данное заявление регистратора не соответствует фактическим обстоятельствам дела, оно противоречит уточненному Техническому плану, равно как и Решению, в которых фигурируют отдельные помещения. Фактически заявителю вменяется нарушение пп. 34 п. 1 статьи 26 Закона о регистрации при отсутствии такого нарушения. Замечания государственного регистратора о том, что контур здания в соответствии с координатами, представленными в техническом плане якобы не соответствует разделам графической части технического плана и проектной документации, является незаконным, поскольку проверка соответствия контура здания в соответствии с координатами, представленными в техническом плане, разделами графической части технического плана не является проверкой сведений в отношении площади объекта недвижимости, количества этажей, жилых и нежилых помещений, осуществлена государственным регистратором с превышением должностных полномочий, ограниченных п.п. 13-14 ст. 40 Закона о регистрации, кроме того, отсутствует указание на то, в чем именно выражены несоответствия, в связи с чем они носят голословный характер и не подтверждаются материалами регистрационного дела, более того, технический план дорабатывался и в данной части был максимально откорректирован.
Замечания административного ответчика о том, что административным истцом якобы неверно указан тип и номер этажа в представленной документации является несостоятельным, государственный регистратор ссылается на свод правил СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные, однако актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", согласно которому чердак - это пространство между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания (крышей) и наружными стенами, расположенными выше перекрытия верхнего этажа, и делает вывод о том, что чердак не является этажом, однако, в соответствии с ч. 13 и ч. 14 статьи 40 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданное здание, помещения в нем в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане, разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию) и (или) проектной документации объекта капитального строительства и исключительно в отношении площади объекта недвижимости, количества этажей, жилых и нежилых помещений.
Также, согласно ч. 13 статьи 24 Закона о регистрации "форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования". Замечания административного истца о том, что сведения, содержащиеся в разделе технического плана "Схема геодезических построений" противоречат сведениям раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" несостоятельны, указанные в техническом плане сведения должны проверяться на соответствие представленному решению суда, которое содержит все необходимые для такой проверки сведения, в том числе, в отношении площади объекта недвижимости, количества этажей, жилых и нежилых помещений. Административный истец полагает, что проверка соответствия сведений, содержащихся в разделе технического плана "Схема геодезических построений", сведениям раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах" не является проверкой сведений в отношении площади объекта недвижимости, количества этажей, жилых и нежилых помещений, осуществлена государственным регистратором с превышением должностных полномочий, ограниченных ч. 13 и ч. 14 ст. 40 Закона о регистрации, кроме того, Вайсом А.И. никаких противоречий между ними не обнаружено.
При этом ни уведомление о приостановлении от 02 апреля 2021 года N КУВД-001/2021-9948040/1, подписанное государственным регистратором 02 апреля 2021 года и 30 апреля 2021 года, ни ответы Управления Росреестра по адрес от 06 мая 2021 года N 709-03634/21, от 14 мая 2021 годаN 709-03909/21 на обращения административного истца не содержат сведений о каких-либо конкретных противоречиях в указанных разделах. Наряду с указанными нарушениями поручение Центрального аппарата Росреестра от 05 апреля 2021 N 14-04971/21 об организации взаимодействия и даче необходимых пояснений Управлением Росреестра по адрес до настоящего времени не выполнено. Замечание о том, что в техническом плане указан материал наружных стен здания, сведения о котором отсутствуют в представленных документах, на основании которых подготовлен технический план, противоречит объему полномочий административного ответчика, установленному ч. 13 и ч. 14 статьи 40 Закона о регистрации, кроме того, все замечания были устранены при доработке технического плана. Замечания о том, что документы должным образом не подписаны ЭЦП также несостоятельны, поскольку технический план подписан электронной подписью подготовившего его кадастрового инженера, электронные образы постановлений о присвоении объектам адресации адреса подписаны электронной подписью Главы Раменского адрес, 11 апреля 2021 года дополнительно представлены электронные образы копии решения Арбитражного суда адрес, копии заключения эксперта по результатам строительно-технической экспертизы, нотариальной доверенности и паспорта гражданина РФ доверителя заверены электронной подписью нотариуса.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции, административный истец узаконил право собственности на самовольную постройку, представляющую собой жилой комплекс, в рамках судебного дела NА41-37902/2019 на основании вступившего в силу Решения Арбитражного суда адрес от 04 декабря 2020 года по делу NА41-37902/2019, и подал документы в Управление Росреестра по фио для регистрации права собственности на указанную недвижимость.
18 марта 2021 года через личный кабинет на портале Росреестра представителем истца было направлено заявление N КУВД -001/2021-9948040 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Управлением Росреестра по фио в лице регистратора фио было представлено уведомление от 02 апреля 2021 года N КУВД-001/2021-9948040 о приостановке государственной регистрации права собственности, мотивированное тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета. Кроме того Управлением Росреестра по фио также выносились аналогичные уведомления от 28 мая 2021 года N КУВД-001/2021-99480401/1 и от 17 июня 2021 года NКУВД-001/2021-9948040/4.
Судом первой инстанции также установлено, что решением Арбитражного суда адрес от 04 декабря 2020 года за Вайсом А.И. признано право собственности на следующие объекты недвижимости: 1.Цокольный этаж общей площадью 199, 0 кв.м, литера А: 1.Нежилое помещениеN1 общей площадью 13, 7 кв.м... 2. Нежилое помещение N2, общей площадью 12, 0 кв.м. 3. Нежилое помещение N3, общей площадью 12, 0 кв.м. 4. Нежилое помещение N4 общей площадью 12, 0 кв.м. 5. Нежилое помещение N5, общей площадью 11, 4 кв.м. 6. Нежилое помещение N6, общей площадью 16, 0 кв.м. 7. Нежилое помещение N7, общей площадью 1, 5 кв.м. 8. Нежилое помещение N9 общей площадью 5, 1 кв.м. 9. Нежилое помещение N 10 общей площадью 10, 9 кв.м. 10. Нежилое помещение N11, общей площадью 9, 9 кв.м... 11.Нежилое помещение N12 общей площадью 10, 9 кв.м, 12. Нежилое помещение N13 общей площадью 13, 4 кв.м. 13. Нежилое помещение N15 общей площадью 37, 9 кв.м. 1 этаж, общей площадью 218, 1 кв.м, литера А: 14. Квартира N1, общей площадью 21, 2 кв.м. 15. Квартира N2 общей площадью 26, 5 кв. адрес N 3 общей площадью 35, 7 кв.м. 17. Квартира N4, общей площадью 34, 7 кв.м. 18. Квартира N5, общей площадью 35, 1 кв.м. 19. Квартира N6, общей площадью 38, 6 кв.м. 20. Нежилое помещение N1.3, общей площадью 19, 4 кв.м, 2 этаж, общей площадью 204, 1 кв.м, литера А, 21.Квартира N7 общей площадью 23, 5 кв.м. 22. Квартира N 8 общей площадью 26, 0 кв.м. 23. Квартира N9 общей площадью 36, 3 кв.м. 24. Квартира N 10, общей площадью 34, 8 кв.м. 25. Квартира N11, общей площадью 35, 1 кв.м. 26. Квартира N12, общей площадью 38, 6 кв.м. 3 этаж общей площадью 200, 8 кв.м, литера А, 27. Квартира N 13, общей площадью 19, 0 кв. адрес N14, общей площадью 29, 5 кв.м. 29. Квартира N 15 общей площадью 35, 9 кв.м. 30. Квартира N 16, общей площадью 35, 3 кв.м. 31. Квартира N 17, общей площадью 35, 0 кв.м. 32. Квартира N18, общей площадью 39, 0 кв.м... Чердак общей площадью 134, 6 кв.м, литера А. 33. Нежилое помещение N1, общей площадью 35, 8 кв.м. 34.
Нежилое помещение N2, общей площадью 35, 8 кв. адрес помещение N3, общей площадью 37, 1 кв.м. 36. Нежилое помещение N4, общей площадью 25, 9 кв. адрес помещения общего пользования. 37 Нежилые помещения общего пользования (коридор, лестничная клетка, 6 тамбуров), общей площадью 53, 4 кв.м.
Определением Арбитражного суда адрес от 02 июня 2021 года об отказе в разъяснении судебного акта административному истцу указано на то, что наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП не освобождает лицо от предъявления других документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно закону о регистрации (п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, пленума ВАС РФ N22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В связи с представлением заявления и документов 10 декабря 2021 года N КУ ВД-001/2021- 52891778 для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, регистратор уведомил Вайса А.И. о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении здания, расположенного по адресу: адрес, р-н. Раменский, адрес, документы для осуществления которого заявителем были представлены в орган регистрации прав с заявлением от 18 марта 2021 г. N КУ ВД-001/2021- 9948040, в связи с тем, что административным истцом не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются законными, поскольку решение Арбитражного суда о признании права собственности на здание, не является основанием освобождения административного истца от предоставления в указанных уведомлениях документов.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу частей 3 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации определен статьей 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и предусматривает в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно положениям статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 5, 7 и 9 части 1 статьи 26 ФЗ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для ее осуществления; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. Так, одним из оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ является несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
На основании ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, а также описание местоположения объекта недвижимости относится к основным характеристикам земельного участка.
По смыслу п. 4 ч. 2 ст. 15, ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости производится по заявлению правообладателя или по решению суда.
В соответствии с часть 10 статьи 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданное здание осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с часть 8 статьи 24 Закона о регистрации во взаимосвязи с п. 20 Требований сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
В соответствии с часть 10 статьи 24 Закона о регистрации сведения о помещении или машиноместе, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
В соответствии с частью 8 статьи 24, частями 1, 4 статьи 71 Закона сведения о здании, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадасгровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.
В соответствии с п. 2 части 3 статьи 14 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8-10 части 5 настоящей статьи.
В соответствии с часть 5 статьи 40 Закона о регистрации при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
В соответствии со сводом правил СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003": чердак: Пространство между перекрытием верхнего этажа, покрытием здания (крышей) и наружными стенами, расположенными выше перекрытия верхнего этажа(то есть, не является этажом)
В соответствии с п.62 Требований на Плане этажа либо Плане объекта недвижимости параллельно направлению соответствующих стен и перегородок отображаются выполненные линейные измерения с абриса (чертежа) либо отображаются соответствующие размеры с поэтажного плана, являющегося частью проектной документации.
Согласно части 9 статьи 21 Закона о регистрации недвижимости документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представляемые в форме электронных образов документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
Согласно материалам дела, в нарушение пункта 34, 40 Требований N 953 контур здания в соответствии с координатами, представленными стороной административного истца в техническом плане, не соответствует разделам графической части технического плана и Проектной документации, в нарушение пункта 43 Требований N 953 неверно указан тип и номер этажа, на котором расположены помещения, в нарушение ч. 13 статьи 24 Закона о регистрации графическая часть представленного технического плана оформлена с нарушением п.52, 58 Требований и не подтверждена размерами на внемасштабном чертеже в нарушение пункта 62 Требований N 953 к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений на Планах помещений отображены не все линейные размеры. Сведения, содержащиеся в разделе технического плана "Схема геодезических построений" противоречат сведениям раздела "Сведения о выполненных измерениях и расчетах", в соответствии с пунктом 43 Требований N 953 в техническом плане указан материал наружных стен здания, сведения о котором отсутствуют в представленных документах на основании которых подготовлен технический план. В нарушение ч. 9 статьи 21 Закона о регистрации, документы представленные в форме электронных образов, не подписаны соответствующей электронной подписью. При построении контура здания, по представленным в техническом плане координатам, объект недвижимости частично или полностью не входит в границы указанного кадастрового квартала.
Принимая во внимание, что необходимые условия для государственной регистрации права не были соблюдены, поскольку регистратору не представлены запрашиваемые документы, соответствующие вышеуказанным требованиям действующего законодательства, решения о приостановлении государственной услуги являются законными и обоснованными, а утверждение административного истца об обратном основаны на неверном толковании действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Данные обстоятельства указывают на то, что обжалуемое решение о приостановлении государственной регистрации права соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, в связи с чем, оно является законным и обоснованным.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилхарактер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы выводы, изложенные судом первой инстанции.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда адрес от 20 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 октября 2022 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.