Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Бранец М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административных истцов Жемковой Елены Борисовны, Международной общественной организации "Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал" - Сорк Дианы Михайловны на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 20 июня 2022 года, которым постановлено:
"Отказать международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Жемковой Елены Борисовны в удовлетворении требований к Минюсту России, УФНС России по адрес о признании распоряжения, решения незаконными, издании нового распоряжения, обязании произвести государственную регистрацию изменений в связи с началом ликвидации юридического лица, формированием ликвидационной комиссии и назначением руководителя ликвидационной комиссии",
УСТАНОВИЛА:
фио, действующая также в интересах Международной общественной организации "Международного историко-просветительского общества "Мемориал" обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по адрес, ГУ Министерства юстиции Российской Федерации по адрес о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции РФ, на основании которого была произведена запись в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица, возложении на Министерство юстиции обязанности издать распоряжение об исключении из ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица в связи с ликвидацией, исключении записи о прекращении юридического лица в связи с ликвидацией, признании незаконным отказа в государственной регистрации изменений в связи с формированием ликвидационной комиссии, возложении на Министерство юстиции РФ обязанности произвести государственную регистрацию изменений в связи с началом ликвидации юридического лица, формированием ликвидационной комиссии и назначением руководителя ликвидационной комиссии, указывая в обоснование заявленных требований, что 05 апреля 2022 года Федеральной налоговой службой в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица в связи с ликвидацией Международной общественной организации "Международного историко-просветительского общества "Мемориал".
Основанием для внесения записи явилось распоряжение Минюста России, вынесенное на основании соответствующего решения Верховного Суда Российской Федерации. С указанным распоряжением административные истцы не согласны, поскольку оно лишает организацию возможности провести процедуру ликвидации. В Министерство юстиции Российской Федерации было направлено заявление о начале процедуры ликвидации назначении руководителя комиссии фио Письмом от 15 апреля 2022 года Министерство юстиции Российской Федерации отказало в государственной регистрации по причине предоставления недостоверных сведений в предоставленных документах, в частности в связи с тем, что решением суда не предусмотрено создание ликвидационной комиссии. Наряду с указанными ограничениями, организация утратила правоспособность, банковские счета были заблокированы, в связи с чем, организация не может исполнять денежные обязательства, кроме того, нарушены права Жемковой Е.Б. как сотрудника организации, которая вправе получать заработную плату.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административных истцов.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя УФНС России по адрес фио, Министерства юстиции РФ - фио, представителей административных истцов Жемковой Е.Б, Международной общественной организации "Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал" - Сорк Д.М. и фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 20 июня 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции, решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N АКПИ21-969 Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" ликвидирована по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2021 года определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2022 года оставлено без изменения.
Указанными судебными актами не предусмотрено формирование ликвидационной комиссии.
28 марта 2022 года Министерством юстиции Российской Федерации принято решение о государственной регистрации Организации в связи с ликвидацией (распоряжение N 324-р).
31 марта 2022 года в Министерство юстиции Российской Федерации поступило уведомление Сорк Д.М. о формировании ликвидационной комиссии Организации.
06 апреля 2022 года в Министерство юстиции Российской Федерации поступило заявление (уведомление) по форме N15016, утвержденной приказом ФНС от 31 августа 2020 года N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", а также иные документы, для государственной регистрации в связи с формированием ликвидационной комиссии.
По результатам рассмотрения представленных документов Минюстом России установлено, что Организацией не соблюдены требования Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) и Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Указанные документы противоречат законодательству Российской Федерации, в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения, поскольку 05 апреля 2022 года в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности Организации в связи с ликвидацией по решению суда.
Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 23 Закона N 82-ФЗ, подпунктом 7 пункта 1 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации Организации в связи с формированием ликвидационной комиссии (распоряжение от 14 апреля 2022 года N 460-р), о чем заявителю сообщено уведомлением от 15 апреля 2022 года N 11-43579/22.
Отказывая в удовлетворении заявленных административными истцами требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия и решения административных ответчиков являются законными и обоснованными, права Организации и Жемковой Е.Б. как исполнительного директора и руководителя ликвидационной комиссии, не нарушены, действия Министерства юстиции Российской Федерации произведены в целях исполнения решения суда.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда и решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства (далее ? КАС РФ) вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти и подлежат исполнению на всей адрес.
Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно пункту 1 которого Минюст России в лице его территориальных подразделений является органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях, внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (территориальным органом ФНС России) на основании принимаемого уполномоченным органом (Минюстом России в лице его территориальных органов) распоряжения.
Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) направляет в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.
Регистратор в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления этих документов, вносит в государственный реестр соответствующую запись.
Анализируя приведенное правовое регулирование и учитывая, что Министерство юстиции РФ и УФНС России по адрес осуществили установленную законом обязанность по внесению в ЕГРЮЛ соответствующей записи о ликвидации юридического лица во исполнение вступившего в законную силу решения Верховного суда РФ, оснований для последующей государственной регистрации изменений в связи с формированием ликвидационной комиссии юридического лица у административных ответчиков не имелось, права административных истцов не нарушены, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы изложенные выводы.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 20 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 25 октября 2022 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.