Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Аллахвердиевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Семина Глеба Александровича на решение Тушинского районного суда адрес от 09 марта 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Семина Глеба Александровича к ОВК адрес Куркино адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Семин Г.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОВК адрес Куркино адрес, Военному комиссариату адрес о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу, возложении на призывную комиссию обязанности восстановить нарушенные права путем повторного рассмотрения вопроса, мотивируя свои требования тем, что 23 декабря 2021 года административным ответчиком принято решение о призыве фио на военную службу. С указанным решением административный истец не согласен, поскольку при прохождении медицинского освидетельствования он сообщал врачам о жалобах на состояние здоровья, которые не были учтены, в частности, о наличии с детства диагноза "Врожденная деформация позвоночника. Спондилолистез", что является основанием для присвоения ему категории годности к военной службе "В" и право на освобождение от призыва на военную службу. Таким образом, решение призывной комиссии нарушило его право на надлежащую оценку состояния здоровья при решении вопроса о призыве на военную службу.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя фио - фио, представителя ОВК адрес - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Тушинского районного суда адрес от 09 марта 2022 года, отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, Семин Г.А, паспортные данные, состоит на воинском учете в ОВК адрес.
22 ноября 2021 года по результатам прохождения медицинского освидетельствования Семин Г.А. был направлен в ГКБ им. фио для прохождения дополнительного обследования, где ему был поставлен диагноз "остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника распространенные задние малые циркулярные протрузии Th12-L1, L1-L2, L2-L3, L4-L5 дисков", дорсальная медианно-парамедианная протрузия диска L5-S1 с формирующейся медианной грыжей, деформирующей дуральный мешок, левый латеральный карман и левый фораминальный канал с тенденцией к развитию радикулоневрального конфликта слева, нестабильный сподилолистез в сегментах L2-3 первой степени, сколиоз грудного отдела позвоночника первой степени с незначительным нарушением функции" (л.д. 45 - 47).
Согласно данному заключению в его основу положены данные ренгенографии легких от 06 декабря 2021 года, рентгенографии грудного отдела позвоночника от 06 декабря 2021 года, рентгенографии поясничного отдела позвоночника от 06 декабря 2021 года, функционального исследования пояснично-крестцового отдела позвоночника от 06 декабря 2021 года.
Согласно листу медицинского освидетельствования фио, оформленного при медицинском освидетельствовании 23 декабря 2021 года, ему поставлен диагноз сколиоз грудного отдела позвоночника первой степени, нестабильный сподилолистез в сегментах L2-3.
23 декабря 2021 года проведено медицинское освидетельствование фио, в ходе которого он был осмотрен следующими врачами: хирургом, терапевтом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, дерматовенерологом, невропатологом, на основании статьи 13 пункт "д", графы 1 Расписания болезней и таблицы болезней 1, присвоена категория годности в военной службе "Б-4" (годен к военной службе с незначительными ограничениями).
Согласно решению призывной комиссии адрес от 23 декабря 2021 года фио присвоена категория годности "Б", показатель предназначения "3", по статье 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" он призван на военную службу.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления фио, суд первой инстанции исходил из того, что все необходимые действия по принятию решения призывной комиссией выполнены без нарушения прав призывника, в соответствии с требованиями законодательства, уполномоченными и компетентными лицами, а их правомерность в ходе судебного разбирательства подтверждена надлежащими доказательствами, в связи с чем суд первой инстанции не нашел оснований для признания незаконным оспариваемого административным истцом решения призывной комиссии.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В силу статьи 5.1 указанного Закона, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе, Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями, В - ограниченно годен к военной службе, Г - временно не годен к военной службе, Д - не годен к военной службе.
Статьей 28 названного Федерального закона определены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии; в частности, пунктом 1 установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в частности, проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 53-ФЗ).
Принимая во внимание, что заключение врача вынесено с соблюдением положений Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, а решение о призыве фио принято призывной комиссией на основании медицинского освидетельствования в рамках требования действующего законодательства, регулирующего спорные отношения и соответствует обстоятельствам дела, основания для признания решения административного ответчика незаконным и нарушающим права административного истца отсутствуют.
Ссылки административного истца на медицинские документы, подтверждающие наличие у него заболеваний, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения, поскольку данные медицинского освидетельствования административного истца позволили медицинской комиссии дать заключение о пригодности для военной службы.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении вышеприведенных норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент прохождения медицинского освидетельствования Семин Г.А. имел заболевание, которое дает основания для признания его ограниченно годным к военной службе (категория годности "В") ("Спондилолистез"), не влекут отмены решения суда ввиду того, что из материалов личного дела призывника и материалов настоящего административного дела наличие у фио заболевания позвоночника в той степени его тяжести, которое, безусловно, влечет освобождение от военной службы по призыву по состоянию здоровья и в связи с которым ему могла быть определена категория годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе на дату проведения освидетельствования, не установлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тушинского районного суда адрес от 09 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 01 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.