Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, судей Смолиной Ю.М, Кирпиковой Н.С, при секретаре Помаз А.А.
с участием прокурора фио
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сидоренко... к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес об отмене решения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2а-830/2022)
по апелляционной жалобе административного истца Сидоренко А.Ю. на решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 4 августа 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, объяснения административного истца Сидоренко А.Ю. и его представителя адвоката фио, возражения представителей административного ответчика по доверенностям фио, фио, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидоренко А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес (далее - Избирательная комиссия) об отмене решения от 22 июля 2022 г. N 8/5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Сидоренко... "; возложении на административного ответчика обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В обоснование заявленных требований Сидоренко А.Ю. указывал на то, что собранные им подписи избирателей недействительными не являются; сбор подписей осуществлялся у лиц, проживающих за пределами территории, включенной в состав избирательного участка N 758, без использования преимуществ служебного положения; его полномочия как члена участковой избирательной комиссии N 758 с правом решающего голоса (далее - УИК N 758) были приостановлены.
Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 4 августа 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Сидоренко А.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного.
Дело ранее рассматривалось судом апелляционной инстанции.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12 августа 2022 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2022 года отменены, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком представлены возражения.
Исследовав при новом апелляционном рассмотрении материалы административного дела и представленные в них письменные доказательства, допросив свидетеля фио, огласив показания ранее допрошенных свидетелей фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, выслушав объяснения административного истца и его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административного ответчика, полагавших решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора об удовлетворении апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении административного дела установлено, что решением Совета депутатов муниципального адрес в адрес от 21 июня 2022 года на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес.
Согласно решению Московской городской избирательной комиссии полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес возложены на территориальную избирательную комиссию муниципального адрес.
Решением Избирательной комиссии от 21 июня 2017 года N 2/6 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по вышеуказанному многомандатному избирательному округу - 19 (максимальное количество подписей избирателей, представляемых в избирательную комиссию -23).
Решением Избирательной комиссии от 25 июня 2022 года N 3/8 установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в поддержку выдвижения.
8 июля 2022 года Сидоренко А.Ю, являющийся членом УИК N 758 с правом решающего голоса, подал заявление о приостановлении его полномочий в качестве члена УИК N 758 с правом решающего голоса, а также уведомил Избирательную комиссию о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 в порядке самовыдвижения, представив заявление и документы, необходимые для уведомления.
12 июля 2022 года УИК N 758 принято решение N 1 о том, что в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса Сидоренко А.Ю. приостановлены.
14 июля 2022 года Сидоренко А.Ю. в Избирательную комиссию представлены необходимые для регистрации кандидатом документы - среди прочего, протокол об итогах сбора подписей и 5 подписных листов, содержащих 23 подписи избирателей, собранных Сидоренко А.Ю. самостоятельно в поддержку его выдвижения на названных выборах, из которых следует, что 4 подписи им были собраны 11 июля 2022 г, 8 подписей - 12 июля 2022 г, 11 подписей - 13 июля 2022 г.
По итогам проверки подписей избирателей Рабочей группой Избирательной комиссии составлен протокол, согласно которому все подписи избирателей признаны недействительными на основании пункта 10 части 7 статьи 37 Закона г. Москвы от 6 июля 2005 г. N 38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс г. Москвы) как собранные при участии члена избирательной комиссии.
Решением Избирательной комиссии от 22 июля 2022 г. N 8/5 в регистрации кандидата Сидоренко А.Ю. отказано на основании пункта 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москвы по мотиву недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Отказывая в удовлетворении требований Сидоренко А.Ю, суд исходил из того, что оснований для отмены решения Избирательной комиссии не имеется; статус административного истца как члена избирательной комиссии с правом решающего голоса не прекращен, его полномочия решением от 12 июля 2022 года приостановлены; сбор подписей осуществлялся с нарушением установленного законодателем запрета на сбор подписей членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, поэтому представленные Сидоренко А.Ю. подписи избирателей являются недействительными.
Вместе с тем, согласиться с такими выводами суда не представляется возможным, они основаны на избирательном толковании закона и не учитывают должным образом фактические обстоятельства дела.
Так, согласно статье 87 Избирательного кодекса г. Москвы решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 20-22 статьи 37 настоящего Кодекса, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Избирательного кодекса г.Москвы регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и документов, необходимых для регистрации, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата является основанием для отказа в регистрации кандидата (пункт 5 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса г.Москвы, подпункт "д" пункта 24, статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г.Москвы недействительными признаются подписи избирателей, собранные при участии, в частности, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Аналогичные нормы предусмотрены ст.ст. 76 и 38 Федерального закона N67-ФЗ.
Так, подпунктом "к" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регламентировано, что недействительными признаются подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 данного Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений данного пункта, являются недействительными.
Принимая во внимание, что гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным независимо, в том числе от должностного положения, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и все граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях (пункт 2 статьи 4 и пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 67-ФЗ), приведенные выше законоположения исходя из конкретных обстоятельств настоящего административного дела подлежали применению в системном единстве с нормами Федерального закона N 67-ФЗ, определяющими статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также права и обязанности кандидата.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона N 67-ФЗ, направленного на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного в статье 19 Конституции Российской Федерации, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, то есть выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты осуществляются на одних и тех же условиях.
Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункт 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
Статья 37 Федерального закона N 67-ФЗ, регламентируя вопросы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, никаких иных требований к лицу, осуществляющему сбор подписей, кроме гражданства Российской Федерации, достижения к моменту сбора подписей возраста 18 лет и отсутствия решения суда о признании недееспособным, не предъявляет (пункт 7), следовательно, такое право имеет и любой кандидат, уведомивший избирательную комиссию в установленном порядке о своем выдвижении.
Федеральный законодатель, закрепляя в статье 29 Федерального закона N 67-ФЗ статус члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, указав, что членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть на соответствующих выборах - кандидаты (подпункт "ж" пункта 1), не установилзапрет для назначенного члена комиссии быть кандидатом в депутаты, предусмотрев конкретные условия для такой ситуации.
В пункте 7 указанной статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что полномочия члена комиссии с правом решающего голоса в случае появления оснований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 данной статьи, приостанавливаются по решению соответствующей комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.
Аналогичное правовое положение содержится в статье 22 Избирательного кодекса г. Москвы.
Таким образом, прекращение статуса члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в качестве обязательного условия для его участия в избирательной кампании законодательством о выборах не предусматривается.
Из этого следует, что само по себе наличие у Сидоренко А.Ю. приостановленного статуса члена избирательной комиссии с правом решающего голоса не препятствовало его выдвижению кандидатом на соответствующих выборах и, как следствие, не исключало возможности пользоваться предоставленными законом о выборах правами на самостоятельный сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 7 февраля 2012 г. N 252-О-О по жалобе гражданки фио об оспаривании конституционности пункта 6 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и в Определении от 24 июня 2014 г. N 1143-О по жалобе гражданки фио
Утверждение административного ответчика, с которым согласился суд первой инстанции, о том, что наличие у Сидоренко А.Ю. приостановленного статуса члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, являлось препятствием для осуществления им сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения, не основано на нормах права.
Согласно пункту 13.2 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 192/1337-5 (далее - Методические рекомендации), член избирательной комиссии с правом решающего голоса не участвует в работе комиссии с момента принятия решения о приостановлении его полномочий до прекращения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления его полномочий (в том числе до утраты кандидатом статуса кандидата, в связи с которым возникли основания, для приостановления его полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, предусмотренные подпунктами "ж", "к" и "л" пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ).
В пункте 1 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что, если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
Таким образом, у Сидоренко А.Ю. после приостановления его полномочий члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса имелось право на сбор подписей.
Как уже указывалось выше, для регистрации в качестве кандидата Сидоренко А.Ю. представлены 23 подписей избирателей на 5 подписных листах; из них - 4 подписи избирателей собраны 11 июля 2022 г.; 8 подписей избирателей собраны 12 июля 2022 г. и 11 подписей избирателей собраны 13 июля 2022 г.
Проверяя обстоятельства сбора фио подписей избирателей, судебная коллегия установила, что согласно протоколу заседания УИК N 758 от 12 июля 2022 года вышеозначенное решение за N 1 о приостановлении в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса Сидоренко А.Ю. принято в 18 часов 00 минут 12 июля 2022 года.
Поскольку 4 подписи избирателей административным истцом собраны 11 июля 2022 года, то есть, очевидно, до принятия 12 июля 2022 года УИК N 758 решения N 1, то они правильно признаны Избирательной комиссией недействительными на основании пункта 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г.Москвы.
Не имеется и оснований рассматривать как собранные при участии члена избирательной комиссии с правом решающего голоса подписи избирателей, собранные Сидоренко А.Ю. 13 июля 2022 года; их сбор осуществлялся административным истцом на следующий день после приостановления его полномочий члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а потому отсутствуют основания полагать, что они признаны Избирательной комиссией недействительными на основании пункта 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г.Москвы правомерно.
Проверяя решение Избирательной комиссии касательно собранных Сидоренко А.Ю. 12 июля 2022 года 8 подписей, судебная коллегия из объяснений административного истца и показаний допрошенных в качестве свидетелей фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, предупрежденных об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, установила, что данные избиратели проставляли подписи в подписных листах в поддержку выдвижения Сидоренко А.Ю. 12 июля 2022 года после 19 часов 00 минут и позже тем же вечером.
Оценивая показания допрошенных свидетелей, которые подробно указали все обстоятельства сбора у них подписей (время, место и др.), судебная коллегия оснований не доверять им не находит, они ничем объективно не опровергнуты, являются последовательными и непротиворечивыми (ни между собой, ни с другими собранными по делу доказательствами).
Из аргументов административного ответчика, которые сводятся к тому, что точное время сбора подписей не установлено, из показаний свидетелей фио, Лещинской Шалимовой возможно заключить об одновременном нахождении Сидоренко А.Ю. в процессе сбора подписей в разных местах жилого комплекса, в котором он проживает (квартиры избирателей, холл на 1 этаже дома, квартира Сидоренко А.Ю. в период времени между 21 и 22 часами 12 июля 2022 года), что физически невозможно ("нельзя находиться в нескольких местах одновременно"), судебная коллегия не усматривает оснований усомниться в достоверности показаний свидетелей и оценивать их критически.
Указанное административным ответчиком никак не опровергает показания свидетелей о том, что сбор подписей у всех 8 избирателей 12 июля 2022 года осуществлялся Сидоренко А.Ю. после 19 часов, то есть в период времени, когда у Сидоренко А.Ю. после приостановления его полномочий члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса имелось право на самостоятельный сбор подписей; правовое значение для настоящего дела имеет исключительно то обстоятельство, что свидетели в целом подтвердили, что сбор подписей осуществлялся у них после 18 часов 00 минут 12 июля 2022 года.
Из показаний свидетелей объективно не установлено, чтобы хотя бы одна из 8 подписей избирателей от 12 июля 2022 года по времени получена до принятия решения о приостановлении полномочий члена УИК N 758 с правом решающего голоса.
Сомнения административного ответчика в реальной возможности Сидоренко А.Ю. собрать подписи у избирателей (фио, фио, фио, фио) в период с 21 до 22 часов 12 июля 2022 года судебная коллегия расценивает как голословные; все происходило на территории одного жилого комплекса, хотя и состоящего из нескольких отдельных многоквартирных домов; вместе с тем, расстояние между ними не является отдаленным, которое невозможно преодолеть за указанный промежуток времени, и, как следствие, собрать подписи указанных избирателей; а потому во внимание указанное утверждение административного ответчика не принимается; объяснения конкретных свидетелей о времени, которое им потребовалось для заполнения подписного листа, посещения Сидоренко А.Ю. и др. об обратном не свидетельствуют.
Доводы Избирательном комиссии о товарищеских отношениях между свидетелями и административным истцом, их достаточно давнем знакомстве, близком сотрудничестве в вопросах организации жизни в общем жилом комплексе сами по себе не позволяют усомниться в правдивости данных свидетелями показаний о том, что сбор их подписей осуществлялся Сидоренко А.Ю. 12 июля 2022 года после 19 часов 00 минут и позже.
Возражения административного ответчика о том, что время проставления подписи избирателей не имеет правового значения, не соответствуют содержанию пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 13.2 Методических рекомендаций, предусматривающих указание на время наступления событий, с которыми связано исчисление сроков совершения действий, установленных законодательством Российской Федерации о выборах, и на момент принятия решения о приостановлении полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избирательное законодательство является формальным и не допускает произвольного толкования.
Таким образом, оснований для признания подписей избирателей фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио недействительными по правилам пункта 10 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г.Москвы не установлено, Избирательной комиссией доказательств этому не представлено.
Также судебная коллегия не может согласиться и с доводами Избирательной комиссии о том, что 12 подписей избирателей, собранных Сидоренко А.Ю. 12-13 июля 2022 года, являются недействительными в соответствии с пунктом 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москва; приведенные административным ответчиком в возражениях на апелляционную жалобу аргументы по этим обстоятельствам проверены судебной коллегией и признаются несостоятельными.
По смыслу положений законодательства о выборах (пункт 5 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ) не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, символьные обозначения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Паспортные данные избирателей в подписных листах, в том числе двух свидетелей по настоящему делу, соответствуют фактическим, что никем не оспаривается; заявление о том, что из-за штриха (косой черты) в данных паспорта избирателей непонятно, какая цифра написана ("0" или "1"), является несостоятельным; особенности при написании цифры "0" не препятствуют однозначному восприятию достоверных сведений об избирателях.
Кроме того, как следует из оспариваемого решения и протокола об итогах проверки подписных листов Рабочей группой, недействительными подписи названных избирателей по основаниям наличия в них и сведениях об избирателях неоговоренных в установленном порядке исправлений (пункт 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса г. Москва) не признавались.
Заключением эксперта по результатам почерковедческого исследования недействительных и недостоверных подписей избирателей в подписных листах Сидоренко А.Ю. также не выявлено; оснований не доверять этому заключению, учитывая, что такая проверка прямо предусмотрена нормами избирательного законодательства и производилась непосредственно по инициативе Избирательной комиссии на стадии проверки подписных листов до принятия оспариваемого решения, у судебной коллегии не имеется.
При таких данных, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, оснований полагать, что в подписях избирателей фио, Купоросова, Колгановой, Бородулиной, Горяевой, Баталиной, Хайровой, Корсакова, Корсаковой, Панфилова, Панфиловой имеются исправления в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, которые специально не оговорены избирателями или Сидоренко А.Ю, у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, доказательств в подтверждение обстоятельств, в связи с которыми подписи от 12 и 13 июля 2022 года в силу закона признаются недействительными, административным ответчиком в нарушение статьи 62 КАС РФ не представлено, а судебной коллегией не установлено.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит, что оснований полагать оспариваемое Сидоренко А.Ю. решение Избирательной комиссии об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты законным не имеется; для регистрации Сидоренко А.Ю. представлены 19 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения (8 от 12 июля 2022 года и 11 - от 13 июля 2022 года, соответственно), в отношении которых Избирательной комиссией не представлены объективные данные, а судебной коллегией применительно к части 11 статьи 87 Избирательного кодекса г.Москвы не установлено оснований для признания их недействительными; административным ответчиком неправомерно указано на отсутствие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата на данных выборах.
Поскольку изложенное судом первой инстанции не учтено, нормы материального права при рассмотрении административного дела нарушены, решение суда нельзя полагать законным и обоснованным; на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оно подлежит отмене с принятием нового решения об отмене решения Избирательной комиссии от 22 июля 2022 года. В связи с окончанием избирательной кампании, а также исходя из того, что непосредственно на Избирательную комиссию возложена правовая оценка представленных для выдвижения и регистрации документов, об их полноте и соответствии требованиям закона, что является обязательным условием для принятия решения о регистрации кандидата, и суд подменять административного ответчика в указанном вопросе не вправе, оснований для возложения на административного ответчика обязанности зарегистрировать Сидоренко А.Ю. кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу N 2, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 4 августа 2022 года отменить; принять по административному делу новое решение. Отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 22 июля 2022 г. N 8/5 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2 Сидоренко... ".
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.