Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Колесниковой И.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-38/2022 по апелляционной жалобе врио военного комиссара адрес фио на решение Измайловского районного суда адрес от 11 февраля 2022 года, которым постановлено:
Административные исковые требования Пастухова Дмитрия Юрьевича к призывной комиссии адрес об оспаривании заключения призывной комиссии - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии адрес от 10 июля 2014 года в части признания Пастухова Дмитрия Юрьевича непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать призывную комиссию адрес пересмотреть в установленном Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядке вопрос о выдаче Пастухову Дмитрию Юрьевичу военного билета.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Пастухов Д.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением и просил признать незаконным и отменить заключение призывной комиссии адрес от 10 июля 2014 года в части признания не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязать военный (объединенный) комиссариат адрес выдать военный билет.
Требования мотивированы тем, что состоит на воинском учете в военном комиссариате адрес. 29 мая 2014 года достиг 27-летнего возраста, в связи с чем перестал подлежать призыву на военную службу. В сентябре 2021 года стало известно, что 10 июля 2014 года на заседании призывной комиссии по адрес в отношении него вынесено заключение, в соответствии с которым признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. С заключением не согласен, поскольку оснований для принятия такого заключения не имелось.
Судом 11 февраля 2022 года постановлено указанное решение, об отмене которого просит представитель административного ответчика по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель административного истца по доверенности фио просила оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей призывной комиссии адрес Измайловой адрес и военного комиссариата адрес, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Из материалов дела следует, что Пастухов Д.Ю. с 05 февраля 2004 года состоял на воинском учете.
02 июня 2005 года Пастухову Д.Ю. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в ФГБОУ "Московский государственный университет приборостроения и информатики" до 15 июля 2010 года на основании п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее- Федеральный закон N 53-ФЗ).
Согласно выписки из книги протоколов призывной комиссии адрес от 10 июля 2014 года N 12-23/223, Пастухов Д.Ю, паспортные данные, решением призывной комиссии в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ зачислен в запас и признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Суд, учитывая положения Федерального закона N 53-ФЗ, а также Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, пришел к выводу о незаконности заключения призывной комиссии, поскольку административным ответчиком не принимались меры, направленные на проведение мероприятий по призыву на военную службу в отношении фио после 1 января 2014 года, также отсутствуют доказательства совершения Пастуховым Д.Ю. после 1 января 2014 года действий, бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом N 53-ФЗ, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу.
Со ссылкой на ст. 219 КАС РФ суд пришел к выводу о том, что административным истцом не пропущен срок для обращения в суд.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона N 53-ФЗ.
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 Федерального закона N 53-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Статья 28 Федерального закона N 53-ФЗ, закрепляя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривает принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 статьи 23, статьей 24 указанного федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение о призыве на военную службу).
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, - на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно пункту 19 Положения о призыве на военную службу призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона N 53-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).
Согласно статье 31 Федерального закона N 53-ФЗ, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2). В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 (действующей на момент принятия оспариваемого решения), предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе, по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Соответствующая правовая позиция приведена в пункте 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного 14 ноября 2018 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом приведенного правового регулирования, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего административного спора является исполнение соответствующим военным комиссариатом после 1 января 2014 года обязанностей по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва административного истца на военную службу, в том числе, по своевременному вручению повесток ему в указанный период времени лично под расписку.
В материалах дела отсутствуют сведения о направлении военным комиссариатом повесток административному истцу, их вручение.
Также не имеется доказательств совершения Пастуховым Д.Ю. после 01 января 2014 года действий, бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом N 53-ФЗ, или свидетельствующих об уклонении от призыва на военную службу, а также выяснения обстоятельств, позволяющих определить наличие или отсутствие законных оснований для вынесения в отношении административного истца заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву.
Доводы представителя административного ответчика о том, что Пастухов Д.Ю. не сообщил сведений об окончании обучения, не свидетельствуют о законности заключения, так как призывной комиссии была известна дата окончания обучения.
Согласно п. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пастухов Д.Ю. направил административный иск 24 декабря 2021 года посредством почтовой связи, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте.
Из материалов дела следует, что о нарушении своего права и вынесении оспариваемого решения административный истец узнал 27 сентября 2021 года, когда явился в военный комиссариат за военным билетом и получил справку вместо военного билета.
Доказательств получения Пастуховым Д.Ю. заключения ранее сентября 2021 года в материалах дела не имеется.
Соответственно, административное исковое заявление направлено в суд в пределах установленного законом трёхмесячного срока с момента, когда административному истцу стало известно о нарушении своих прав.
Таким образом, доводы представителя административного ответчика в апелляционной жалобе о пропуске срока для обращения в суд, является несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и пересмотр основанных на них выводов суда, а потому не подлежат удовлетворению.
Решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда адрес от 11 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 ноября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.