Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Колесниковой И.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-71/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Чертановского районного суда адрес от 14 марта 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления фио к призывной комиссии адрес, ОВК адрес, военному комиссариату адрес о признании незаконным решения, обязании выдать военный билет,
УСТАНОВИЛА:
Афанасьев А.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии адрес, ОВК адрес, военному комиссариату адрес о признании незаконным решения о зачислении в запас как непрошедшего военную службу без законных на то оснований по достижении возраста 27 лет и обязании выдать военный билет.
Требования мотивированы тем, что призывной комиссией 30 апреля 2021 г. было вынесено заключение о зачислении его в запас, как не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований. С таким решением не согласен, от прохождения военной службы не уклонялся. Кроме того, у него имеются заболевания, которые препятствуют прохождению военной службы.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит административный истец по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представитель административного истца Карпов И.С. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Из материалов дела следует, что Афанасьев А.Д. был поставлен на первоначальный воинский учет в ОВК адрес.
14 октября 2016 года решением призывной комиссии Афанасьеву А.Д. была предоставлена отсрочка до 2018 года на время обучения по программе магистратуры.
06 мая 2019 года в отношении фио было принято решение о призыве на военную службу.
Призывной комиссией адрес от 06 июня 2019 года решение призывной комиссии муниципального адрес было оставлено без изменения.
Решением Чертановского районного суда адрес от 05 сентября 2019 года отказано Афанасьеву А.Д. в удовлетворении требований об оспаривании решения призывной комиссии адрес.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Московского городского суда решение суда было отменено, решение призывной комиссии от 06 июня 2019 года было признано незаконным; призывная комиссия обязана рассмотреть вопрос о направлении фио на амбулаторное или стационарное медицинское обследование ввиду наличия заболеваний.
18 октября 2019 года Афанасьев А.Д. прошел медицинское освидетельствование, ему была определена категория годности "Б-3" и предоставлена отсрочка до 31 марта 2021 года, то есть на время обучения в аспирантуре.
30 июля 2020 года Афанасьев А.Д. был отчислен из аспирантуры.
30 марта 2021 года Афанасьеву А.Д. исполнилось 27 лет.
30 апреля 2021 года призывной комиссией муниципального образования фио адрес было вынесено решение о зачислении фио в запас на основании ст. 28 п. 1.1 и п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Афанасьев А.Д. на такое решение направил жалобу в призывную комиссию адрес.
22 июня 2021 года Афанасьев А.Д. при проведении контрольного медицинского освидетельствования был направлен на дополнительное арбитражное обследование и извещен о явке в военный комиссариат на 07 июля 2021 года.
Документы о прохождении арбитражного обследования административным истцом в военный комиссариат представлены не были.
Суд, исходя из положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, учитывая данные полного медицинского обследования, имевшего место в 2021 году (то есть после достижения 27 лет), отсутствие доказательств уважительных причин не прохождения военной службы по призыву, пришел к выводу об обоснованности заключения призывной комиссии фио от 30 апреля 2021 года о признании фио не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В силу п. п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с указанным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (пункт 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663).
Пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение).
В силу п. 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел для получения документов воинского учета (п. 36 Положения).
Согласно ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан: уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации; успешно завершивших обучение в военных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших федеральные государственные образовательные организации высшего образования; успешно завершивших обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших указанные образовательные организации; не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет; не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет; не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет; уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах; прошедших альтернативную гражданскую службу; женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
Пунктом 18 Положения установлено, что контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения).
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 указанного Закона.
В силу пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Судом установлено, что у фио после отчисления из аспирантуры 30 июля 2020 г. утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу, у него отсутствовали заболевания, дающему ему право на отсрочку от призыва.
Вместе с тем, из материалов личного дела следует, что военным комиссариатом в адрес фио по почте направлялись извещения о вызове в военный комиссариат для прохождения призывной комиссии. Извещения были направлены на 04 сентября, 16 октября, 20 ноября, 11 декабря 2020 г, однако Афанасьев А.Д. злоупотребил предоставленными ему правами и уклонился от явки в военный комиссариат.
На основании изложенного, оспариваемое решение призывной комиссии соответствует закону, принято ответчиком при наличии правовых оснований в пределах предоставленных полномочий и без нарушения прав административного истца, административным ответчиком доказано, что в юридически значимый период времени (после окончания действия отсрочки) и до достижения возраста 27 лет) призывник не проходил военную службу по призыву без законных на то оснований.
При таких обстоятельствах выводы суда следует признать правильным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и пересмотр основанных на них выводов суда, а потому не подлежат удовлетворению.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено, заявителем жалобы не приведено. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда адрес от 14 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 ноября 2022 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.