Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей адресВ., фио, при секретаре Аликсиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Шевякова Сергея Ивановича - фио на решение Щербинского районного суда адрес от 26 июля 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного иска Шевякова Сергея Ивановича к ОСП по Новомосковскому адрес, ГУФССП России по адрес о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам от 02.03.2021 года, постановления N 77041/21/143218 от 29.03.2021 года, - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Шевяков С.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Новомосковскому адрес, ГУФССП России по адрес о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам от 02 марта 2021 года, постановления от 29 марта 2021 года об отказе в удовлетворении жалобы, мотивируя свои требования тем, что 13 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по адрес УФССП России по адрес фио возбуждено исполнительное производство N1143765/19/77041-ИП, предметом исполнения которого является взыскание задолженности по алиментам в твердой денежной сумме ежемесячно в отношении фио в пользу взыскателя фио В рамках данного исполнительного производства 02 марта 2021 года административным ответчиком вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам за период с 15 февраля 2007 по 31 июля 2019 года, в связи с тем, что в 2020 году фио обратилась в службу судебных приставов с заявлением о проведении индексации алиментов с 2007 года, в результате чего административному истцу была начислена задолженность по алиментам в размере сумма, что административный истец считает незаконным ввиду несоблюдения требований ст. 113 СК РФ, учитывая, что взысканные с административного истца алименты выплачивались Шевяковым С.И. своевременно и в полном объеме. Поданная в порядке подчиненности жалоба на указанное постановление также, в нарушение требований действующего законодательства, оставлена без удовлетворения.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение Щербинского районного суда адрес от 26 июля 2021 года подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов настоящего административного дела следует, что 06 марта 2007 года мировым судьей судебного участка N183 адрес постановлено взыскать с фио в пользу фио алименты на содержание дочери Софии в сумме сумма ежемесячно, начиная с 15 февраля 2007 года и до совершеннолетия ребенка либо до изменения материального положения сторон.
05 августа 2019 года фио к исполнению в ОСП по Новомосковскому адрес предъявлен исполнительный лист, выданный на основании вышеуказанного постановления мирового судьи.
13 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Новомосковскому адрес по адрес фио возбуждено исполнительное производство N1143765/19/77041-ИП, предметом исполнения которого является взыскание задолженности по алиментам в твердой сумме ежемесячно в отношении фио в пользу взыскателя фио
02 марта 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по адрес фио в рамках исполнительного производства N284276/20/77041-ИП (прежний N1143765/19/77041-ИП) вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, в соответствии с которым задолженность фио по состоянию на 01 августа 2019 года составила сумма
Не согласившись с произведенным расчетом задолженности и вынесенным постановлением Шевяков С.И. обратился с жалобой на указанное постановление.
29 марта 2021 года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов по адрес фио вынесено постановление N 77041/21/143218, которым в удовлетворении жалобы было отказано.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования административного истца о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам от 02 марта 2021 года являются не обоснованными, поскольку данное постановление соответствует требованиям Федерального закона от 02 ноября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", учитывая, что в силу требований статьей 117 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", индексация алиментов производится судебным приставом-исполнителем при повышении величины прожиточного минимума, в связи с чем суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, в том числе требований о признании незаконным постановления об отказе в удовлетворении жалобы от 29 марта 2021 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 4 Федерального закона N 229-ФЗ, статей 12, ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 данного Федерального закона, исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Статьей 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя (часть 1).
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8).
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, содержатся в статье 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", перечень их является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно части 1 статьи 13 названного Федерального закона в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны: 1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; 2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; 3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; 4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; 5) сведения о должнике и взыскателе: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - паспортные данные, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика; б) для организаций - наименование и адрес, указанный в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес (если он известен), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (если он известен); в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве; г) для иностранного государства - помимо сведений, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей части, также наименование и место нахождения соответствующих органа, учреждения или иного образования; 6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу
взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; 7) дата выдачи исполнительного документа.
В статье 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ указано, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Согласно части 1 статьи 64.1 Закона "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 64.1 Закона "Об исполнительном производстве").
Если иное не предусмотрено данным Законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Статьей 102 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности...
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.
Пунктом 3 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов.
Согласно пункту 1 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (копия исполнительного документа), в случаях, установленных частью 1 статьи 9 и пунктом 8 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", либо судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации.
Поскольку должником обязательства по уплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка за спорный период на основании решения суда исполнялись, исполнительный документ к принудительному исполнению предъявлен 03 июля 2019 года, взыскателем меры по индексации задолженности по алиментам до 21 ноября 2019 года (л.д. 29) не предпринимались, оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам, составляющей сумму индексации по алиментам с 15 февраля 2007 года, по своему содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, действия судебного пристава-исполнителя по индексации алиментов за пределами трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа к исполнению, не соответствовали целям и задачам, преследуемым Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Таким образом, решение суда, которым не были учтены изложенные обстоятельства, не может быть признано законным и обоснованным, оно в силу статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных административных исковых требований, признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по адрес фио от 02 марта 2021 года о расчете задолженности по алиментам в рамках исполнительного производства N 284276/20/77041-ИП, а также постановления заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по адрес ГУФССП России по адрес фио от 29 марта 2021 года об отказе в удовлетворении жалобы на указанное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда адрес от 26 июля 2021 года отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым признать незаконными постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по адрес фио от 02 марта 2021 года о расчете задолженности по алиментам в рамках исполнительного производства N 284276/20/77041-ИП, постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отдела судебных приставов по адрес ГУФССП России по адрес фио от 29 марта 2021 года об отказе в удовлетворении жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по адрес фио от 02 марта 2021 года о расчете задолженности по алиментам в рамках исполнительного производства N 284276/20/77041-ИП.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 07 декабря 2022 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.