Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 сентября 2006 г. N А56-50569/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2006 г.
Резолютивная часть постановления оглашена 13.09.2006.
Полный текст постановления изготовлен 18.09.2006.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Ломакина С.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Лужский водоканал" Смирновой Д.Л. (доверенность от 20.05.2006),
рассмотрев 13.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2005 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суд от 25.04.2006 (судьи Протас Н.И., Будылева М.В., Петренко Т.И.) по делу N A56-50569/2005,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Лужский водоканал" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 12.05.2005 N 5708 о привлечении Предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании Предприятие заявило отказ от требований в части обязания Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов организации.
Решением от 26.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2006 суд удовлетворил требования Предприятия в части признания недействительным решения Инспекции от 12.05.2005 N 5708. В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению налогового органа, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) средства областного бюджета, полученные Предприятием на покрытие расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг с учетом льгот для отдельных потребителей в соответствии с федеральным законодательством, подлежат включению в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела Инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации Предприятия по НДС за февраль 2005 года и документов, представленных налогоплательщиком по требованию налогового органа. Рассмотрев материалы проверки, налоговый орган принял решение от 12.05.2005 N 5708 о привлечении Предприятия к ответственности в виде взыскания 19 393 руб. 20 коп. штрафа за неполную уплату налога. Названным решением Предприятию доначислено 96 966 руб. НДС и начислено 2 016 руб. 89 коп. пеней за его неуплату.
Основанием для принятия решения от 12.05.2005 N 5708 послужил вывод налогового органа о неправомерном занижении Предприятием налогооблагаемой базы в результате невключения в нее средств из областного бюджета на покрытие расходов, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством (распоряжение муниципального образования "Лужский район" от 24.02.2005 N 68-р "О возмещении выпадающих доходов").
Предприятие не согласилось с названным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что суды, удовлетворяя требования Предприятия, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153-162 НК РФ.
В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрено предоставление субъектам Российской Федерации, в том числе Ленинградской области, субвенций и субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами.
Средства, предусмотренные в областном бюджете для администрации муниципального образования "Лужский район" на предоставление льгот населению по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", перечисляются Комитету Финансов муниципального образования "Лужский район". Названный орган на основании распоряжения от 24.02.2005 N 68-р перечислил Предприятию денежные средства на компенсацию льгот, предоставленных федеральными законами отдельным потребителям по оплате тепловой энергии и горячей воды.
Таким образом, денежные средства, полученные Предприятием из областного бюджета, являются дотациями, предоставляемыми ему на покрытие фактически полученных убытков, возникших в связи с предоставлением ему услуг по ценам ниже установленных государственных цен (тарифов).
Довод Инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, является необоснованным. В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Обязанность Предприятия включать полученные средства в налогооблагаемую базу не вытекает и из смысла положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, на который ссылается Инспекция. Эти средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что при исчислении НДС за февраль 2005 года Предприятие правомерно не включило в налогооблагаемую базу средства, полученные от Комитета финансов муниципального образования "Лужский район".
Учитывая изложенные обстоятельства, кассационная инстанция считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют, а следовательно, решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2006 по делу N А56-50569/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 сентября 2006 г. N А56-50569/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника