Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ООО "Стар Шеф" фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника генерального директора ООО "Стар Шеф" фио на постановление N ... начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Мещанскому району города Москвы от 22 октября 2021 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Стар Шеф",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N... начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Мещанскому району города Москвы от 22 октября 2021 года ООО "Стар Шеф" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 марта 2022 года постановление N... начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Мещанскому району города Москвы от 22 октября 2021 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "Стар Шеф" фио - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Стар Шеф" фио просит об отмене или изменении постановления должностного лица и решения судьи районного суда, ссылается на наличие оснований для применения ч. 5 и ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ или применения ст. 4.1.1 КоАП РФ - назначения административного наказания в виде предупреждения.
В судебном заседании защитник ООО "Стар Шеф" фио поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Стар Шеф" фио, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут административную ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от... июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от... июля 2002 года N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от... июля 2002 года N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) утверждена приказом МВД России от 30 июля 2020 года N 536 "О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации", действующим на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении (приложение N 7).
Согласно материалам дела, 14 сентября 2021 года должностными лицами ОВМ ОМВД России по Мещанскому району города Москвы выявлен факт направления 22 апреля 2021 года ООО "Стар Шеф", расположенным по адресу: адрес,.., в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от... июля 2002 года N 115-ФЗ, Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (приложения N 9 к приказу МВД России от 30 июля 2020 года N 536), уведомления о заключении трудового договора с гражданином адрес фио.., паспортные данные, с нарушением формы, установленной Приложением N 7 к приказу МВД России от 30 июля 2020 года N 536 (уведомление подано по форме, утверждённой приказом МВД России от 4 июня 2019 года N 363 (приложение N 13).
Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Стар Шеф" к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Стар Шеф" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 11 октября 2021 года; копией трудового договора N 199 от 21 апреля 2021 года; уведомлением о заключении трудового договора с иностранным гражданином; сведениями об отправке уведомления.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО "Стар Шеф" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя о наличии оснований для применения ч. 5 и ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ не влечёт удовлетворение жалобы.
В соответствии с ч. 5 и ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, административное правонарушение, вменённое ООО "Стар Шеф", выявлено не в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а при непосредственном обнаружении должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Кроме того, статьёй 18.15 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, одним из видов которого является нарушение формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином.
Согласно п. 2 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Равным образом доводы жалобы о наличии оснований для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершённые административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает три условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 1) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств, 2) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, 3) правонарушение совершено впервые.
Согласно материалам дела, ООО "Стар Шеф" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, имущественного ущерба, так как несоблюдение формы уведомления фактически означает его неподачу.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к требованиям миграционного законодательства Российской Федерации, а именно п. 8 ст. 13 Федерального закона от... июля 2002 года N 115-ФЗ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Срок давности и порядок привлечения ООО "Стар Шеф" к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем имеется основание для изменения постановления должностного лица и решения судьи районного суда: с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, данных о юридическом лице снижении размера назначенного ему административного наказания до низшего предела размера административного штрафа, установленного санкцией ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, - 400 000 тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ
РЕШИЛ:
постановление N... начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Мещанскому району города Москвы от 22 октября 2021 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Стар Шеф" изменить: снизить размер назначенного административного штрафа до 400 000 (четырёхсот тысяч) рублей.
В остальной части постановление N... начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Мещанскому району города Москвы от 22 октября 2021 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 16 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Стар Шеф" фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.