Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Пировой З.Б. на постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2022 года, которым
Пирова Зулайхо Бойматовна, паспортные данные, гражданка, имеет несовершеннолетнего ребенка паспортные данные, временно не работает, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: адрес, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 000 (семь тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
21 февраля 2022 года УУП ОМВД России по району Северное Измайлово г. Москвы старшим лейтенантом полиции Глазатовым О.А. в отношении гражданки Пировой З.Б. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами переданы на рассмотрение в Измайловского районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
На данное судебное постановление Пировой З.Б. подана жалоба, в которой постановлен вопрос об отмене указанного постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в связи с нарушением процессуальных требований по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании Пирова З.Б. доводы жалобы поддержала в полном объёме, дополнительно представила копии паспортов граждан на своего мужа и ребёнка.
Проверив материалы дела, заслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учёта, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, если такое деяние совершено в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Административная ответственность по ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ наступает за повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учёту по месту пребывания.
В силу ст. 20 Федерального закона "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учёт по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации
В соответствии со ст. 21 указанного Федерального закона иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания:
1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
Иностранный гражданин подлежит постановке на учёт по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
Учёт по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданки либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учётных документах органа, осуществляющего учёт по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учёта.
Согласно ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории и граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации, заключённого 8 февраля 2013 года в г. Москве, граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, освобождаются от обязанности по постановке на учёт по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в течение 15 дней
Срок временного пребывания, указанный в пункте 1 настоящей статьи, исчисляется с даты въезда гражданина Республики Таджикистан на территорию Российской Федерации, подтверждённой миграционной картой с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию Российской Федерации.
В случае пребывания гражданина Республики Таджикистан на территории Российской Федерации свыше 15 дней указанный гражданин обязан встать на учёт по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в соответствии с её законодательством.
Как установлено судьёй районного суда и усматривается из материалов настоящего дела, 21 февраля 2022 года в 09 час. 50 мин. по адресу: г. Москва, ул. 5-я Парковая, д. 60А, при проверке соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по району Северное Измайлово г. Москвы была выявлена гражданка Пирова З.Б, прибывшая на территорию Российской Федерации 20 апреля 2021 года в порядке, не требующем получения визы, которая, будучи привлечённой постановлением от 20 января 2022 года к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, вступившим в законную силу 31 января 2022 года, повторно не встала на миграционный учёт по месту пребывания, чем нарушила правила миграционного учёта, установленные ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Пировой З.Б. подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: рапортом сотрудника полиции; протоколом об административном правонарушении; письменными объяснениями Пировой З.Б; копией паспорта гражданки Республики Таджикистан на имя Пировой З.Б; сведениями из АС ЦБДУИГ МВД России; копией постановления начальника полиции ОМВД России по району Северное Измайлово г. Москвы от 20 января 2022 года N 0756068 о привлечении Пировой З.Б. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, вступившего в законную силу 31 января 2022 года; иными материалами.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Приведённые выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Пировой З.Б. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что в ходе судебного разбирательства суд не предоставил Пировой З.Б. защитника и переводчика, являются несостоятельными. Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела судьёй районного суда Пировой З.Б. разъяснялись её права, предусмотренные ст.ст. 24.2, 25.1 КоАП РФ, в том числе право на пользование услугами переводчика и защитника, однако Пирова З.Б. давала объяснения и производила записи в процессуальных документах на русском языке, не заявляла ходатайства в порядке ст. 24.4 КоАП РФ о привлечении к участию в деле защитника и переводчика. При таких обстоятельствах у судьи районного суда не возникло сомнений о том, что Пирова З.Б. владеет русским языком в той степени, которая необходима для понимания смысла и значения процессуальных действий, совершаемых с её участием.
По смыслу ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ переводчик предоставляется не всем иностранным гражданам, а только таким, которые не владеют языком судопроизводства.
Что касается защитника, то нормами КоАП РФ предоставление лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, судом защитника не предусмотрено.
При производстве по делу замечаний на действия сотрудников полиции Пирова З.Б. не подавала, с жалобой в соответствующие органы не обращалась.
Кроме того, в судебном заседании районного суда Пирова З.Б. без всякого с чьей-либо стороны давления вину во вменяемом ей административном правонарушении признала, давала пояснения по делу.
Судьёй районного суда все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном постановлении, выводы суда мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.
Являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, Пирова З.Б. обязана была максимально внимательно относиться к требованиям миграционного законодательства Российской Федерации, знать и соблюдать такие требования, в том числе и в части обязанности иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, своевременно продлевать миграционный учёт по месту своего пребывания, которые она, тем не менее, нарушила.
При таких обстоятельствах действия (бездействие) Пирова З.Б. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для освобождения Пировой З.Б. от административной ответственности не имеется.
Вместе с тем обжалуемый судебный акт подлежит изменению в силу следующего.
В силу части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 23.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии с правовой позицией Европейского Суда РФ, выраженной в постановлениях по конкретным делам, в вопросах иммиграции положения вышеуказанной статьи Конвенции о защите прав человека и основных свобод не может рассматриваться как возлагающее на государство общую обязанность уважать выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать воссоединение членов семьи на своей территории (например, Постановления от 28 мая 1985 г. по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали против Соединенного Королевства", от 19 февраля 1996 г. по делу "Гюль против Швейцарии"; от 10 марта 2011 г. по делу "Киютин против России"). Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 г. по делу "Беррехаб против Нидерландов", от 24 апреля 1996 г. по делу "Бугханеми против Франции"; от 26 сентября 1997 г. по делу "Эль-Бужаиди против Франции", от 6 декабря 2007 г. по делу "Лю и Лю против России", решение от 9 ноября 2000 г. по вопросу о приемлемости жалобы "Андрей Шебашов против Латвии" и др.).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека указал на то, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела и что государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
Из приобщённых Пировой З.Б. в судебном заседании документов следует, что 1 февраля 2002 года Советом села Тугуль Пянджского района зарегистрирован брак Пировой З.Б. с Назаровым Н.Ф, с 16 апреля 2022 года является гражданином Российской Федерации, что подтверждается копией паспорта серии N 4622 N 591420, выданного 16 апреля 2022 года ГУ МВД России по Московской области.
От указанного брака имеются дети: Назаров М.Н, паспортные данные и Назарова С.Н, паспортные данные, которые также являются гражданами, что подтверждается, соответственно, паспортные данные, паспортные данные.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Пировой З.Б. на уважение семейной жизни.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, административное выдворение Пировой З.Б. за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление
В связи с изложенным постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Пировой З.Б. подлежит изменению путём исключения из него указания на назначение Пировой З.Б. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу Пировой З.Б. - удовлетворить частично.
Постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Пировой Зулайхо Бойматовны, паспортные данные, изменить, исключив из него указание на назначение Пировой З.Б. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу Пировой З.Б. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.