Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио, поданную на постановление судьи Останкинского районного суда адрес от 25 марта 2022 года, которым ООО "Армимпорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
17 декабря 2021 года главным инспектором отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия в отношении ООО "Армимпорт" (далее также Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Останкинский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник фио просит об отмене судебного акта с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы.
Законный представитель ООО "Армимпорт" в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, обеспечил явку защитника фио, которая в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника фио, допросив свидетеля фио, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ), а также Закона адрес от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры".
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
В силу п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (пп. 2 п. 2 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона адрес от 14 июля 2000 г. N 26 юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны: соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами; выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников; выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2013 г. N 1206-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации "Порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (далее ГОСТ Р 55653-2013), которым установлен порядок организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений монументальной живописи.
Пункт 5.3 ГОСТ Р 55653-2013 предусматривает, что работы по сохранению произведений монументальной живописи проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями.
В соответствии с п. 9.1 ГОСТ Р 55653-2013 основным правилом ведения консервационных и реставрационных работ является обоснованность каждого вмешательства в современное состояние произведения монументальной живописи. Во всех случаях обязательна консервация; все прочие операции вторичны.
Технология и последовательность выполнения всех реставрационных операций, рецептура применяемых растворов и смесей, требования к материалам определяются "Методикой реставрации".
Вначале выполняются все необходимые консервационные операции и только после того как обеспечена прочность подлинной живописи, можно приступать к удалению с нее поздних наслоений.
Отступление от этого общего правила допустимо лишь в исключительных случаях, когда вышележащие плотные слои записи, покрасок или шпаклевок мешают проведению укрепления подлинного слоя и являются причиной разрушения росписи (п. 9.3 ГОСТ Р 55653-2013).
Для каждого конкретного произведения монументальной живописи разрабатывается своя методика проведения реставрации. В ходе реставрации методика может уточняться, дорабатываться, в нее могут вноситься необходимые изменения.
В случаях использования ранее разработанных методик, апробированных на аналогичных объектах, необходимо обоснование возможности их применения на данном объекте (п. 11.6 ГОСТ Р 55653-2013).
Проект методики передается на согласование в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия. К нему прилагаются копия лицензии исполнителя и отзыв (отзывы) рецензентов-экспертов и специалистов в области реставрации монументальной живописи. По решению соответствующего органа охраны объектов культурного наследия проект методики до согласования может быть направлен на рассмотрение в научно-методический совет (п. 11.8 ГОСТ Р 55653-2013).
После внесения необходимых дополнений и исправлений проект методики согласовывается как "Методика реставрации произведения монументальной живописи (приводится название произведения)". Она содержит выводы из результатов научно-исследовательских работ и собственно методику, в которой приведены рецептуры, способы и последовательность проведения всех консервационных и реставрационных операций.
После согласования методика становится самостоятельным документом, в соответствии с которым проводятся реставрационные работы. Соблюдение положений методики для исполнителей обязательно.
Изменения и дополнения к методике согласовываются с реставрационной комиссией и соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (п. 11.9 ГОСТ Р 55653-2013).
В ходе визуального обследования произведений монументальной живописи намечаются места для проведения пробных укреплений и раскрытий живописи, зондажей штукатурки и кладки, установки маяков на трещинах, отбора проб для лабораторных исследований; определяются места отставаний и отслоения штукатурки. При визуальном обследовании конструкции здания выявляются возможные причины повреждения живописи (п. 8.10 ГОСТ Р 55653-2013).
Зондажи и пробные раскрытия являются наиболее ответственными видами натурных исследований, так как они могут привести к невосполнимым утратам подлинной живописи или уничтожить промежуточные.
Начинать пробные послойные раскрытия и зондажи необходимо в наименее ответственных местах живописи (фон, разгранки и т.п.). До начала раскрытия авторской живописи и в процессе раскрытия могут быть проведены физико-оптическое и химико-аналитическое изучение объекта.
Пробные раскрытия из-под наслоений, записей и покрасок дают сведения о сохранности подлинной живописи, о количестве и ценности слоев записей, о наличии других наслоений (шпатлевок, лаков, штукатурок). При проведении пробных раскрытий отрабатываются методика и технология раскрытия росписей в целом. Проведение пробных раскрытий и зондажей осуществляется высококвалифицированными художниками-реставраторами.
Зондажи и пробные раскрытия подробно описываются в отчете и фиксируются на фотографиях, архитектурных чертежах или схемах-картограммах (п. 8.11 ГОСТ Р 55653-2013).
Как следует из материалов дела 29 сентября 2021 года должностным лицом Мосгорнаследия проведен осмотр объекта культурного наследия федерального значения "Павильон "Угольная промышленность (бывший Север)", расположенный по адресу: адрес (далее Объект).
Указанный Объект принят под государственную охрану, в отношении него определены предмет охраны и границы территории.
Владельцами Объекта являются ООО "Армимпорт" и АНО "Армянский центр развития и управления культурных и гуманитарных связей" на основании договора аренды; субарендатором части помещения является ООО "Армимпортторг".
29 марта 2013 года в отношении Объекта оформлено охранное обязательство.
В результате проведенного осмотра установлено, что в отношении входящего в предмет охраны панно "Сибирь", расположенного внутри Объекта на втором этаже, проведены работы по расчистке поверхности полотна, укреплению отставших участков холста, тонировке полотна панно, без утверждения Мосгорнаследием методики проведения консервационно-реставрационных работ, входящей в состав проектной документации на производство работ по сохранению Объекта, разработанной ООО "Армимпорт", а также в отсутствии задания и разрешения Мосгорнаследия на производство работ по сохранению панно.
Указанные действия ООО "Армимпорт" квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; решением о проведении рейдового осмотра; актом рейдового осмотра; протоколами осмотра; фотоматериалом; разрешениями на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; согласованием проектной документации; протоколами опроса свидетелей фио, фио, фио; актом технического состояния объекта культурного наследия; выпиской из ЕГРН; договором субаренды от 01 ноября 2013 г.; охранным обязательством; заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; договором аренды; устными показаниями свидетеля фио; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода суда о наличии в действиях Общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы оснований для признания представленных в материалы дела документов недопустимыми по делу доказательствами не имеется.
В данном случае по результатам проведенного 29 сентября 2021 года должностным лицом Мосгорнаследия контрольного мероприятия в виде рейдового осмотра в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Павильон "Угольная промышленность" (бывший "Сибирь"), были выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по указанной норме в отношении ООО "Армимпортторг", в рамках которого должностным лицом административного органа были получены выше перечисленные письменные документы.
Постановлением должностного лица Мосгорнаследия от 08 декабря 2021 года производство по делу в отношении ООО "Армимпортторг" было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При этом в рамках производства по делу в отношении ООО "Армимпортторг" из собранных в результате проведенного административного расследования документов должностным лицом установлено, что обращения по вопросу проведения работ на Объекте от ООО "Армимпортторг" в Мосгорнаследие не поступали, договоры с подрядными организациями на проведение работ по сохранению Объекта последним не заключались, заказчиком разработки проектной документации ООО "Армимпортторг" также не выступало.
ООО "Армимпортторг" не является субарендатором помещений, где расположено панно, поскольку из материалов дела установлено, что таким арендатором является ООО "Армимпорт" и АНО "Армянский центр развития и управления культурных и гуманитарных связей".
Мосгорнаследием согласована проектная документация по сохранению Объекта, в которую входила методика проведения работ по реставрации панно по заказу ООО "Армимпорт", которое является заказчиком работ по разработке новой методики реставрации панно.
Названные выводы должностного лица основаны на полученных в результате проведенного 29 сентября 2021 года рейдового осмотра объекта, а также собранных в ходе проведенного административного расследования документах, в том числе письменных объяснениях представителя ООО "Армимпорт", подтвердившего проведение работ по расчистке панно.
Поскольку вышеназванное постановление от 08 декабря 2021 года о прекращении производства по делу не оспорено и вступило в законную силу, полученные в ходе производства по делу, возбужденному по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО "Армимпортторг" доказательства обоснованно признаны должностным лицом относимыми к обстоятельствам вмененного ООО "Армимпорт" по настоящему делу правонарушению.
Полученные на их основании сведения обоснованно расценены должностным лицом как основание к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО "Армимпорт", что не противоречит п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, а также ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которой доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае КоАП РФ, а также иными нормативно-правовыми актами не установлен запрет на признание в качестве доказательств материалов, полученных по делу об административном правонарушении, производство по которому было прекращено.
С учетом этого, поскольку все ранее собранные доказательства содержали обстоятельства, относящиеся к событию правонарушения, вмененного в вину Обществу по настоящему делу, повторного проведения рейдового осмотра Объекта культурного наследия и взаимодействия с ООО "Армимпорт" в рамках осуществления контрольного мероприятия не требовалось.
В данном случае судья районного суда, правильно оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе охранное обязательство, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласование проектной документации, протоколы опроса свидетелей фио, фио, фио и другие имеющиеся в деле документы, свидетельствующие о том, что ООО "Армимпорт" приняло на себя обязательство по принятию мер к сохранению Объекта культурного наследия, в предмет которого входит панно и совершило определенные действия по исполнению данного обязательства, обоснованно признало Общество надлежащим субъектом ответственности по настоящему делу.
Не согласиться с таким выводом судьи первой инстанции оснований не имеется.
Доказательств, опровергающих либо ставящих под сомнение правильность выводов судьи районного суда о доказанности по делу обстоятельств совершения правонарушения и вины Общества заявителем к жалобе не представлено и по делу не установлено.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении является недопустимым по делу доказательством также нельзя признать состоятельным.
В данном случае в материалах дела имеется телеграмма, направленная в адрес ООО "Армимпорт" с извещением о явке в административный орган 17 декабря 2021 г. в 14 ч. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 10).
Указанная телеграмма получена представителем Общества 14 декабря 2021 года (л.д. 11).
Поскольку к указанной дате законный либо иной представитель Общества не явился в административный орган, должностным лицом Мосгорнаследия обоснованно составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Армимпорт" в отсутствие названных лиц, что не противоречит положениям ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении направлялась в адрес Общества, что подтверждается описью вложения и почтовой квитанцией (л.д. 9).
Указание в описи иного номера протокола об административном правонарушении не свидетельствует о неисполнении должностным лицом требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в части направления копии протокола.
Как пояснила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля представитель Мосгорнаследия фио указание в описи вложения иного номера протокола об административном правонарушении (N 16-304 АД 2021) является технической ошибкой.
Протокол об административном правонарушении N 16-304 АД 2021 был составлен позднее - 24 декабря 2021 года в отношении иного лица (ООО ЮВСГ), копия данного протокола была отправлена 24 декабря 2021 года, в подтверждение чего представила в материалы дела копию протокола об административном правонарушении N 16-304 АД 2021 от 24.12.2021 г. и копию квитанции с описью вложения о ее отправлении.
Не доверять показаниям названного свидетеля оснований не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для признания протокола об административном правонарушении N 16-383 АД 2021, составленного 17 декабря 2021 года в отношении ООО "Армимпорт" по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ недопустимым по делу доказательством не имеется.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов судьи районного суда и свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую судья первой инстанции дал фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Административное наказание назначено ООО "Армимпорт" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Назначенное судом первой инстанции наказание соразмерно по своему виду и размеру соответствует содеянному и является справедливым.
Оснований для признания назначенного наказания чрезмерно суровым, его изменения либо замены на предупреждение, в том числе по приведенным в жалобе доводам, не имеется.
Срок давности и порядок привлечения Общества к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Останкинского районного суда адрес от 25 марта 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Армимпорт" оставить без изменения, жалобу защитника фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.