Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 сентября 2006 г. N А05-21177/05-3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 12.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.05.2006 по делу N А05-21177/05-3 (судья Куницына Л.П.),
установил:
Унитарное муниципальное казенное предприятие "Жилкомсервис" (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Министерства труда и социального развития Российской Федерации; Архангельской области в лице Департамента финансов Архангельской области; Управлению социальной защиты населения Архангельской области в лице отдела социальной защиты населения, финансово-экономического управления муниципального образования "Устьянский район" о взыскании расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот гражданам на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон), за период с ноября по декабрь 2004 года в размере 400 342 руб. 65 коп.
Решением от 19.05.2006 с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 400 342 руб. 65 коп. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционном порядке решение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить принятый судебный акт без изменения.
По мнению подателя кассационной жалобы, исковые требования, основывающиеся на положениях Закона, в отношении Минфина РФ удовлетворению не подлежат. Заявитель считает, что у суда отсутствовали правовые основания для взыскания расходов с Минфина РФ, поскольку он надлежащим образом исполнил возложенные на него обязательства, перечислив денежные средства, предусмотренные федеральными законами о бюджете на финансирование спорных льгот, в полном объеме; лица, участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму, большую, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год"; акт сверки, подписанный истцом и Управлением социальной защиты населения муниципального образования "Устьянский район" без участия Минфина РФ, не может служить доказательством наличия у него какого-либо долга перед Предприятием.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие в ноябре и декабре 2004 года на основании статьи 17 Закона соответствующим категориям граждан, проживающим на территории муниципального образования "Устьянский район", предоставляло 50%-ную скидку с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Невозмещение указанных расходов послужило основанием для обращения Предприятия с настоящим иском в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела.
В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти. Законом предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Суд, установив, что Архангельской области из Федерального фонда компенсаций выделены все денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете на 2004 год на реализацию Закона в части оплаты жилья и коммунальных услуг, и что они израсходованы в соответствии с целевым назначением, пришел к правильному выводу о том, что понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
Довод подателя жалобы о том, что Департамент финансов администрации Архангельской области перераспределил не недоиспользованные средства субсидий, как указано в пункте 11 Порядка предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а поступившие в декабре 2004 года средства федерального бюджета, в результате чего расходы организаций, предоставляющих услуги инвалидам в 2004 году, остались не возмещены, кассационная инстанция не принимает, поскольку данный довод не был предметом рассмотрения суда первой инстанции и Минфин РФ не представил доказательств в подтверждение довода. Кроме того, материалами дела установлено, что муниципальное образование "Устьянский район" и Департамент финансов администрации Архангельской области все полученные денежные средства, направленные на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам, распределили полностью.
Довод подателя жалобы о том, что лица, участвующие в деле, не запрашивали из федерального бюджета сумму, большую, чем предусмотрено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", суд кассационной инстанции не принимает, поскольку это не является основанием для возложения обязанности компенсировать расходы истца за счет собственных средств либо средств бюджетов нижестоящего уровня.
Ссылка Минфина РФ на акт сверки как ненадлежащее доказательство наличия взыскиваемых расходов, в составлении которого Минфин РФ участия не принимал, кассационная инстанция принять не может, поскольку доказательством наличия расходов послужили, как установил суд, списки льготников, стоимость оказанных Предприятием услуг и размер скидки по ним.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.05.2006 по делу N А05-21177/05-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2006 г. N А05-21177/05-3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника