Судья Московского городского суда Леонова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Фират Текстиль" по ордеру адвоката Желновода П.П. на постановление начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 11 февраля 2021 года по делу N03\16-1384, на решение начальника УВМ ГУ МВД России по адрес от 16 апреля 2021 года по делу N03\16-1384, на решение судьи Люблинского районного суда адрес от 20 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Фират Текстиль",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 11 февраля 2021 года по делу N03\16-1384 ООО "Фират Текстиль" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.18.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением начальника УВМ ГУ МВД России по адрес от 16 апреля 2021 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с такими актами должностных лиц административного органа, сторона защиты подала жалобу в Люблинский районный суд адрес, решением судьи которого от 20 мая 2022 года приведённые выше постановление и решение изменены, назначенный обществу административный штраф снижен с сумма до сумма, в остальной части указанные акты оставлены без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник общества обжалует данные акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, при назначении административного наказания должностным лицом не учтено наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, к которым относятся признание вины, раскаяние в содеянном, финансовое положение общества, отсутствие вредных последствий от действий указанного юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность; имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Фират Текстиль", будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, об отложении слушания дела не просил, защитника не направил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.4 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов не имеется в силу следующего.
В силу ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ, неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до сумма прописью.
По смыслу п. 2 ч. 4.5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ (ред. от 19.07.2018) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане: являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ, под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В соответствии с п. 13 ст. 13.2 того же Федерального закона, работодатели и заказчики работ (услуг), указанные в пункте 5 настоящей статьи, обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, работодатели обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять соответственно МВД России или его территориальный орган, выдавший разрешение на работу высококвалифицированному специалисту, об исполнении работодателем обязательства по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированному специалисту - иностранному гражданину.
Последовательность действий при представлении работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранным гражданам (лицам без гражданства) - высококвалифицированным специалистам установлены Порядком представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранным гражданам (лицам без гражданства) - высококвалифицированным специалистам, утвержденным приказом МВД России от 30 июля 2020 года N536 (Приложение N5).
Пунктом 2 вышеназванного Порядка определено, что работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять соответственно МВД России или его территориальный орган, выдавший разрешение на работу высококвалифицированному специалисту, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранным гражданам (лицам без гражданства) - высококвалифицированному специалисту; уведомление оформляется по состоянию на последний день квартала календарного года.
Приказом МВД России от 04 июня 2019 года N 363 "Об утверждении формы ходатайства утверждена форма уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) - высококвалифицированному специалисту (Приложение N6).
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, 15 декабря 2020 года должностными лицами ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес по адресу: адрес, 3-й квартал Капотни, д.29, выявлено, что ООО "Фират Текстиль", на бумажном носители направило почтовым отправлением уведомление об исполнении обязательств по выплате заработной платы гражданину адрес - фио, за адрес 2020 года не прошитое и не пронумерованное, то есть с нарушением требований, установленных пунктом 6 положения N 6 к приказу МВД России от 04.06.2019 года N 363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления МВД РФ или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на адрес, то есть совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.5 ст.18.15 КоАП РФ.
Установленные должностным лицом административного органа и судьей районного суда фактические обстоятельства совершения ООО "Фират Текстиль" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью добытых по делу и подробно исследованный судьей районного суда совокупностью доказательств, в том числе, определением от 15 декабря 2020 года о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.5 ст.18.15 КоАП РФ и проведении административного расследования; копией уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину высококвалифицированному специалисту; копией конверта с описью вложения; протоколом об административном правонарушении N0552284 от 22 декабря 2020 года в отношении ООО "Фират Текстиль", в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.18.15 КоАП РФ, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке извещенного о месте и времени составления протокола, копия протокола для сведения направлена посредством Почты России в адрес юридического лица, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, протокол соответствует требованиям, предъявляемым ст.28.2 КоАП РФ, в том числе подпись должностного лица, его составившего.
Судьей районного суда данные доказательства правомерно положены в основу выводов о доказанности вины ООО "Фират Текстиль" во вменяемом административном правонарушении, поскольку оформлены должностными лицами ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес в рамках выполнения своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, которые оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Наличие у сотрудников полиции властных полномочий по отношению к юридическим лицам, призванным соблюдать требования Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не может ставить под сомнения их действия по сбору доказательств, составлению процессуальных документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ в ее нормативном единстве со ст. 26.11 КоАП РФ, судья приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, в том числе вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в ст. 26.1 КоАП РФ, тогда как в рамках рассматриваемого дела имеющаяся совокупность доказательств позволяла суду установить все обстоятельства административного правонарушения.
На основании достоверных и достаточных доказательств должностными лицами административного органа и судьей районного суда правильно установлено, что ООО "Фират Текстиль" на бумажном носители направило почтовым отправлением уведомление об исполнении обязательств по выплате заработной платы гражданину адрес - фио, за адрес 2020 года не прошитое и не пронумерованное, то есть с нарушением требований, установленных пунктом 6 положения N 6 к приказу МВД России от 04.06.2019 года N 363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления МВД РФ или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на адрес, на основании чего действия данного юридического лица обоснованно квалифицированы по ч.5 ст.18.15 КоАП РФ.
При этом, судьей районного суда правильно учтено, что наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, как на то ссылается сторона защиты, сами по себе не влияют на квалификацию действий общества по ч.5 ст.18.15 КоАП РФ и не являются основаниями к освобождению общества от административной ответственности.
В данном случае также не имеется оснований для признания вменяемого обществу административного правонарушения малозначительным и прекращении производства по делу на основании ст.2.9 КоАП РФ, как об этом просит автор жалобы, поскольку объектом посягательства выявленного административного правонарушения является нарушение работодателями требований Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, регулирующих условия участия иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов в трудовых отношениях на адрес, одной из приоритетных целей которого является защита основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям, что указывает на высокую степень общественной опасности совершенного правонарушения, Судьей районного суда и должностными лицами административного органа, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, виновность данного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.18.15 КоАП РФ, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела данной категории.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела и о ее заинтересованности в его исходе.
Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на общество административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к установленному законодательством Порядку представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранным гражданам (лицам без гражданства) - высококвалифицированным специалистам, нарушение которого препятствует федеральным органам исполнительной власти осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.
В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не сумма прописью.
Законодатель, предусмотрев приведенные выше нормы КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, с учетом того, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Санкция ч.5 ст.18.15 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц, в том числе в виде административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до сумма прописью.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, внесение общества в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, тот факт, что ООО "Фират Текстиль" к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений ранее не привлекалось, имущественное и финансовое положение общества, судья районного суда счел, что административное наказание в виде административного штрафа в сумме сумма, предусмотренное санкцией части 4 ст. 18.15 КоАП РФ, не соответствует общественной опасности совершенного правонарушения и наступившим последствиям, может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов общества в условиях введения режима повышенной готовности в связи с ограничениями вследствие распространения новой короновирусной инфекции, в связи с чем назначил административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера, не менее половины минимального размера, в данном случае - до сумма, что соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на общество административный штраф в указанном размере является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель общества не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принципы презумпции невиновности и законности, порядок рассмотрения и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностных лиц административного органа и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника ОВМ УВД по адрес ГУ МВД России по адрес от 11 февраля 2021 года по делу N03\16-1384, решение начальника УВМ ГУ МВД России по адрес от 16 апреля 2021 года по делу N03\16-1384, решение судьи Люблинского районного суда адрес от 20 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Фират Текстиль" оставить без изменения, жалобу защитника по ордеру адвоката Желновода П.П. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда М.Н. Леонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.