Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Зубова М.А. на постановление судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2021 года, которым
главный инженер Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы " наименование организации", Зубов Михаил Анатольевич, паспортные данные, гражданин, зарегистрирован и проживает по адресу: адрес, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
12 ноября 2021 года главным специалистом-экспертом отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве Кобразовым Д.М. в отношении Зубова М.А, как должностного лица ГБУК г. Москвы " наименование организации", был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано для рассмотрения в Преображенский районной суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление, об отмене которого ввиду изменения действующего законодательства просит Зубов М.А, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
В судебное заседание Зубов М.А. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд представлять свои интересы защитника по доверенности Акишина А.С, который доводы жалобы поддержал.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ВАО г. Москвы по доверенности Джафарова Л.Р. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, заслушав защитника и представителя органа административной юрисдикции, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. 41 и 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, а также федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (ч. 2 ст. 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу ч. 3 ст. 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (в редакции постановления Правительства РФ от 31.01.2020 N 66) коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (код по МКБ-10: В 34.2) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в соответствии с п. 4.4 которых мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (в том числе мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 5 ноября 2021 года в 20 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Стромынка, д. 6 (здание ГБУК г. Москвы " наименование организации"), в ходе проведения проверки должностными лицами Управления Роспотребнадзора по г. Москве установлены нарушения требований ст. 11, ч. 1 и ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.1, 4.1, 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15, а именно:
- в помещении театра с постоянным пребыванием персонала и посетителей два ультрафиолетовых бактерицидных облучателя закрытого типа (рециркуляторы) на момент проведения осмотра были отключены и не выполняли свои функции;
- не выполняются в полном объёме меры, необходимые для соблюдения социальной дистанции от 1.5 до 2 м в помещении театра (сигнальная разметка на полу во многих местах отсутствует), на входной группе отмечено скопление людей;
- в помещениях театра со стороны администрации в полной мере не был организован контроль за соблюдением масочного режима за посетителями и сотрудниками, часть посетителей и сотрудников (в т.ч. сотрудников ЧОПа) находились без средств индивидуальной защиты (маска, респиратор) либо со спущенными масками, при этом сотрудники театра не предпринимали меры по пресечению данных нарушений;
- персонал, осуществляющий дезинфекцию, не владеет правилами приготовления дезинфицирующих растворов, методика и порядок приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств (с учётом противовирусного режима) на используемое дезинфицирующее средство отсутствует, также отсутствуют мерные ёмкости для приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств.
Должностным лицом ГБУК г. Москвы " наименование организации", ответственным за соблюдение требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Зубов М.А.
Факт совершения административного правонарушения и вина Зубова М.А, как должностного лица ГБУК г. Москвы " наименование организации", подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении от 12 ноября 2021 года; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 5 ноября 2021 года; фототаблицей; приказом о назначении Зубова М.А. ответственным за выполнение санитарно-эпидемиологических требований, контроля эффективности проведённых мероприятий и за передачу информации в территориальный орган Роспотребнадзора от 21 октября 2021 года; иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и виновности Зубова М.А, как должностного лица ГБУК г. Москвы " наименование организации" в его совершении являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Ссылка заявителя на положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.06.2022 N 18 действие абзаца 2 пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" было приостановлено. Действие иных абзацев пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" не приостанавливалось и не отменялось.
Поскольку Зубов М.А. привлечён к административной ответственности за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а не за нарушения положения указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", изменения, вносимые в данный указа Мэра, к нему применены быть не могут, вследствие чего положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ в данном случае неприменимы.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Зубова М.А, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, назначено Зубову М.А, как должностному лицу ГБУК г. Москвы " наименование организации" в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учётом характера совершённого правонарушения, его общественной опасности, наличия в г. Москве действующего режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену либо изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Зубова М.А, как должностного лица ГБУК г. Москвы " наименование организации", к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении главного инженера Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы " наименование организации", Зубова Михаила Анатольевича, паспортные данные, оставить без изменения, жалобу Зубова М.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.