Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "ВелесстройМонтаж" фио на постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 28 февраля 2022 года, которым
Общество с ограниченной ответственностью "ВелесстройМонтаж" (далее - ООО "ВелесстройМонтаж") признано виновным в соверешнии административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
21 июля 2021 года в отношении ООО "ВелесстройМонтаж" старшим инспектором ОИК УВМ ГУ МВД России по адрес майором полиции фио был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело передано на рассмотрение в Пресненский районный суд адрес, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящей жалобе генеральный директор ООО "ВелесстройМонтаж" фио просит о снижении размера назначенного наказания в виде административного штрафа, применении положений частей 3.2, ч. 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на ухудшение финансового положения.
В судебное заседание Московского городского суда защитник ООО "ВелесстройМонтаж" по доверенности фио явилась, доводы жалобы поддержала, указав, что гражданин адрес Был трудоустроен в ООО "ВелесстройМонтаж" 05 марта 2021 года, о чём ООО "ВелесстройМонтаж" своевременно известил орган миграционного учёта путём подачи соответствующего уведомления 10 марта 2021 года, однако, впоследствии, ошибочно было направлено повторное уведомление от 15 июня 2021 года о заключении того же трудового договора с тем же работником. Таким образом, в Управлении по вопросам миграции на дату получения повторного уведомления вся необходимая информация о заключении трудового договора с данным иностранным гражданином уже была.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года N115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом МВД России от 04 июня 2019 года N363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на адрес".
Как следует из представленных материалов, установлено судьёй районного суда, 10 марта 2021 года по адресу: адрес, Ср. адрес, ООО "ВелесстройМонтаж" нарушило установленный порядок уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о заключении трудового договора с гражданином адрес фио, паспортные данные, а именно в пункте 4 уведомления дата подачи уведомления указана неверно, вместо 10 марта 2021 года, указана дата 15 июня 2021 года, что является нарушением части 8 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пункта 2 приложения N 9 Приказа МВД России от 30 июля 2020 года N 536.
Действия ООО "ВелесстройМонтаж" квалифицированы судьёй районного суда по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, верно.
Факт совершения ООО "ВелесстройМонтаж" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина Общества в его совершении подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 21 июля 2021 года, согласно которому 21 июля 2021 года в 11 час. 20 мин. в здании Управления по вопросам ГУ МВД России по адрес по адресу: адрес установлено, что 10 марта 2021 года по адресу: адрес, Ср. адрес, д. 28, эт. 4, ком. 21, ООО "ВелесстройМонтаж" нарушило установленный порядок уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о заключении трудового договора с гражданином адрес, паспортные данные, а именно в пункте 4 уведомления дата подачи уведомления указана неверно, вместо 10 марта 2021 года указана дата 15 июня 2021 года, что является нарушением части 8 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пункта 2 приложения N 9 Приказа МВД России от 30 июля 2020 года N 536, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; письменными объяснениями представителя ООО "ВелесстройМонтаж" фио, предупреждённой об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым, она работает в должности ведущего специалиста по миграционному учёту ООО "ВелесстройМонтаж" при подаче в компетентный орган уведомлений, о заключении, прекращении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, в том числе с гражданином адрес фио, паспортные данные было допущено ряд ошибок при заполнении данных уведомлений, данное стало возможным в связи с большой загруженностью по приёму на работу и
оформлению иностранных граждан, а также человеческий фактор; уведомлением о заключении трудового договора с гражданином адрес фио, 19 августа 1984 года, из которого следует, что в пункте 4 уведомления дата подачи уведомления указана неверно, вместо 10 марта 2021 года указана дата 15 июня 2021 года; справкой фио в отношении гражданина адрес фио, согласно которой датой приёма уведомления о заключении трудового договора между последним и ООО "ВелесстройМонтаж" - 15 июня 2021 года и 10 марта 2021 года; справкой N 3917 о подаче уведомления о заключении трудового договора; трудовым договором N КК-826/2021 от 05 марта 2021 года; уведомлением о заключении трудового договора с гражданином адрес фио, 19 августа 1984 года, представленного защитой, из которого следует, что в пункте 4 уведомления дата подачи уведомления указана 10 марта 2021 года и другими материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Данные доказательства оформлены уполномоченными на то должностными лицами, непосредственно выявившими нарушение обществом требований Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не доверять им оснований не имеется.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "ВелесстройМонтаж" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обоснованно положены в основу постановления.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "ВелесстройМонтаж" правильно квалифицированы по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что ООО "ВелесстройМонтаж" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений требований Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ссылок на такие доказательств также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у юридического лица имелась, что свидетельствует о его вине.
Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
ООО "ВелесстройМонтаж" обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
В этой связи, подача ООО "ВелесстройМонтаж" двух уведомлений, в одном из которых, в пункте 4 уведомления дата подачи уведомления указана неверно, вместо 10 марта 2021 года указана дата 15 июня 2021 года, свидетельствует о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как доказано, что форма уведомления не соответствует закону, в нём неверно указаны сведения. При этом, ссылка на то, что у Управления по вопросам миграции на дату получения повторного уведомления вся необходимая информация о заключении трудового договора с данным иностранным гражданином уже была, является несостоятельной, так как у Управления было два уведомления, в одном из которых содержались неверные сведения.
По запросу Московского городского суда получен ответ старшего инспектора ОИК УВМ ГУ МВД России по адрес майора полиции фио от 09 ноября 2022 года, согласно которому, 15 июня 2021 года от ООО "ВелесстройМонтаж" поступило уведомление о заключении трудового договора с гражданином адрес, паспортные данные, с нарушением трёх дневного срока подачи данного уведомления (дата заключения трудового договора 05 марта 2021 года, дата подачи - 15 июня 2021 года). В этой связи был вызван представитель ООО "ВелесстройМонтаж". Ведущий специалист по миграционному учёту ООО "ВелесстройМонтаж" фио пояснила, что в связи с загруженностью и человеческим фактором в дате подаче уведомления была допущена техническая ошибка. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении N 008381 от 21 июля 2021 года. Также представителем фио был представлен приказ о приёме работника на работу N КК-826 от 05 марта 2021 года с 05 марта 2021 года на фио, а также приказ о прекращении трудового договора с работником N КК-1146 от 09 июня 2021 года с 11 июня 2021 года на фио Тем самым, им, установлено, что ООО "ВелесстройМонтаж" своими действиями вводит в заблуждение территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (УВМ ГУ МВД России по адрес) о статусе гражданина адрес, расторгая с ним трудовые отношения 11 июня 2021 года, но при этом подавая 15 июня 2021 года уведомление о заключении с ним трудового договора. Тем самым нарушая установленный порядок уведомления. После чего 22 июля 2021 года ООО "ВелесстройМонтаж" подало уведомление в УВМ ГУ МВД России по адрес о расторжении трудового договора с гражданином адрес фио Без нарушений.
Оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность замены назначенного Обществу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не имеется.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО "ВелесстройМонтаж" административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО "ВелесстройМонтаж" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности.
Учитывая факт совершения ООО "ВелесстройМонтаж" правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для назначения наказания в виде предупреждения.
Между тем, полагаю учесть следующее.
В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не сумма прописью.
В период совершения ООО "ВелесстройМонтаж" административного правонарушения (30 июня 2021 года) и привлечения его к административной ответственности необходимо принять во внимание, что многие отрасли Российской экономики пострадали от вызванного пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) вынужденного простоя; в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес деятельность отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы была приостановлена (ограничена). Указанное обстоятельство является общеизвестным фактом, не требующим документального подтверждения.
Приведённые данные, оцениваемые в совокупности, указывают на то, что в создавшихся условиях назначение ООО "ВелесстройМонтаж" административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите общества и государства от административных правонарушений.
При таких обстоятельствах постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 28 февраля 2022 года подлежит изменению путём снижения размера назначенного ООО "ВелесстройМонтаж" наказания в виде административного штрафа до сумма.
Данный размер штрафа (сумма), с учётом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, имущественного положения юридического лица, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам законности и неотвратимости наказания, согласуется с его предупредительными целями.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 28 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ВелесстройМонтаж" изменить, снизить размер штрафа до сумма.
В остальной части постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.