Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Ернисбекова С. на постановление судьи Кузьминского районного суда адрес от 15 марта 2022 года, которым гражданин адрес признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
14 марта 2022 года должностным лицом ОР ППСП ОМВД России по адрес в отношении гражданина адрес составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Кузьминский районный суд адрес, судьей которого 15 марта 2022 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время данный судебный акт обжалует фио по доводам поданной в Московский городской суд жалобы, согласно которым, выводы судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся доказательствам, в действиях заявителя отсутствует событие вменяемого ему административного правонарушения; имеются правовые основания для отмены или изменения оспариваемого постановления судьи районного суда.
В судебное заседание Московского городского суда фио, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.1 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Изучив материалы настоящего дела, проверив приведенные выше доводы жалобы, имеются основания для отмены оспариваемого постановления судьи районного суда в силу следующего.
На основании ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или адрес, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до сумма прописью с административным выдворением за пределы Российской Федерации (часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ).
Признавая Ернисбекова С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергая его административному наказанию, судья районного суда исходил из того, что в 15.50 час. 14 марта 2022 года по адресу: адрес, квартал 95, корп.11, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОР ППСП ОМВД России по адрес был выявлен гражданин адрес, прибывший на адрес 25 сентября 2021 года в порядке, не требующем получение визы, и который в нарушение требований ч.1 и ч.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении 23 декабря 2021 года срока временного пребывания.
Данные обстоятельства судья сочла надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела.
Между тем, оспариваемое постановление судьи районного суда признать законными не представляется возможным.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ, судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Срок пребывания иностранных граждан на адрес регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ч.1 ст.2 которого предусмотрено, что законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.5 вышеназванного Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание.
Для решения вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, необходимо установить, имеются ли законные основания временного проживания (пребывания) иностранного лица на адрес.
С 16 июня 2021 года в Российской Федерации действуют временные меры по приостановлению течения сроков временного пребывания иностранных граждан, включая граждан стран ЕАЭС, и сроков постановки их на учет по месту пребывания без необходимости совершения действий для их продления, в соответствии с подпунктом "а" п.1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N364 "О временных мерах по регулированию положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства приостановлено с 16 июня 2021 года до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерации временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством.
Таким образом, временные меры по приостановлению течения сроков временного пребывания иностранных граждан действуют до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранными государствами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 1253-р указанные ограничения сняты в отношении адрес, а Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 июня 2022 года N1454-р - в отношении адрес и адрес.
В силу пункту 5 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся страны Союза с работодателем или заказчиком работ (услуг).
С учетом изложенного, граждане стран Евразийского экономического союза, у которых заканчивается срок пребывания в Российской Федерации и имеются основания для его продления на основании трудового договора, должны продлить миграционный учет, гражданам, у которых заканчивается срок пребывания и отсутствуют основания для его продления, необходимо выехать из Российской Федерации до окончания срока пребывания, в частности, для граждан адрес - до 03 сентября.
В данном случае из материалов дела усматривается, что гражданин адрес на адрес въехал 25 сентября 2021 года в порядке, не требующем получения визы, срок временного пребывания на адрес истек 23 декабря 2021 года.
В соответствии с Приложением N1 к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 06 июня 2022 года N1454-р (в действующей редакции), адрес в Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные в Российской Федерации временные ограничения на транспортное сообщение, включена с 06 июня 2022 года.
Ввиду изложенных обстоятельств, в силу с пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 06 июня 2022 года N1454-р (в действующей редакции), срок пребывания гражданина адрес на адрес на момент его выявления - 14 марта 2022 года не истек, в связи с чем обязанности выезда с адрес у него не имелось, следовательно, нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, отсутствовало.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По правилам п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30. 8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Кузьминского районного суда адрес от 15 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина адрес Сыимык отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.