Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и письменным дополнениям к ней ООО "ФПК "ПРОМТЭК" на постановление судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 7 февраля 2022 года, которым
общества с ограниченной ответственностью "Финансовая промышленная компания "ПРОМТЭК" (ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
2 декабря 2021 года специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в САО г. Москвы Чигирь А.Г. в отношении ООО "ФПК "ПРОМТЭК" (далее также - Общество) был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Дело передано для рассмотрения в Тимирязевского районной суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление, об отмене которого и направлении дела на новое рассмотрение в жалобе просит Общество в лице своего законного представителя - генерального директора ООО Войтко Ю.В.
Законный представитель ООО "ФПК "ПРОМТЭК" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности Михалева А.А, который представил письменные дополнения к жалобе, доводы которых поддержал.
От представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в САО г. Москвы поступили письменные возражения на жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав защитника, изучив доводы жалобы с учётом письменных дополнений к ней, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду.
Положения статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ возлагают на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязанности, кроме прочих, выполнять требования санитарного законодательства и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пункт 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытьё рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
В соответствии с п.п. 7.15-7.17 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 N 44, Дезинфицирующие, моющие и чистящие средства хранят в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией, и в недоступных местах для проживающих.
Хранение рабочих растворов моющих и дезинфицирующих средств осуществляется в промаркированных емкостях с крышками. Работники, занимающиеся приготовлением дезинфицирующих растворов, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Уборочный инвентарь маркируется с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ и хранится в выделенном помещении (шкафу).
Для уборки туалетов выделяется отдельный комплект уборочного инвентаря.
По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих растворов, ополаскивается проточной водой и просушивается.
Уборочный инвентарь, моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в выделенном помещении (месте), оборудованном полками и (или) стеллажами, имеющими гигиеническое покрытие, обеспечивающее их очистку.
В помещении (отведенном месте) должны быть обеспечены условия для обработки уборочного инвентаря и его просушки.
При наличии туалета общего пользования уборочный инвентарь для него должен иметь маркировку, соответствующую его назначению, и храниться изолированно от другого уборочного инвентаря. Уборочный инвентарь может храниться в туалете общего пользования.
В силу п. 9.9 СП 2.1.3678-20 жилые помещения организаций, оказывающих социальные услуги по уходу с обеспечением проживания, организуются по типу жилых ячеек и (или) жилых групп.
Жилые помещения по типу жилых ячеек организуются для группы численностью не более 6 человек с общей гостиной, кухней, столовой, прихожей, санитарным узлом.
При организации по типу жилых групп, жилые комнаты (спальни) и места общего пользования (кухня, душевая, санитарные узлы) должны быть связаны через коридор (коридоры).
В зданиях, жилые помещения которых организованы по типу жилых групп, должен быть туалет для каждой жилой комнаты (спальни), а также для каждой жилой группы не менее чем по одному туалету раздельно для мужчин и женщин, оборудованных унитазами в закрытых кабинках (писсуарами - в мужском туалете) и умывальниками.
В зданиях, жилые помещения которых организованы по типу жилых групп, должны быть рекреационные зоны (гостиные) и кухни (или совмещенные кухни-гостиные) общие для группы не более 6 человек, проживающих в соседних жилых комнатах (спальнях).
В зданиях, жилые помещения которых организованы по типу жилых групп, должны быть отдельные помещения или шкафы для размещения уличной одежды и обуви.
Потолки, стены и полы всех помещений должны быть без нарушения целостности, признаков поражения грибком и иметь отделку, позволяющую осуществить уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Используемые строительные и отделочные материалы не должны оказывать вредное влияние для здоровья человека (пункт 9.21 СП 2.1.3678-20).
Как усматривается из материалов дела, 29 ноября 2021 года в 15 час.00 мин. по адресу: г..Москва, ул. Софьи Ковалевской, д. 22, стр. 2, должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г..Москве в САО г..Москвы при проведении санитарно-эпидемиологического расследования 3-х случаев инфекционного заболевания (эпид) N21Е95863 от 11.11.2021 г, эпид. N 21Ж60091 от 21.11.2021г, 21Ж90651 от 26.11.2021 г..) у проживающих в хостеле ООО ""ФПК ПРОМТЭК" установлено, что юридическое лицо ООО ""ФПК ПРОМТЭК", предоставляя услуги временного проживания в хостеле по адресу г..Москва, ул.
Софьи Ковалевской, д. 22, стр. 2, допустило нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, совершённые при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность в период действия режима повышенной готовности, а именно: не осуществляется подготовка персонала по вопросам, связанным с проведением дезинфекционных мероприятий с учётом объёма выполняемых работ; отсутствует специально предназначенное место для хранения и приготовления дезинфицирующих средств; уборочный инвентарь не промаркирован в зависимости от назначения помещений и видов работ, хранится в помещении для хранения чистого белья совместно с посторонними предметами; имеются нарушения целостности отделки стен административных помещений, признаки поражения грибком целостности полов в душевых и туалетных комнатах; помещения (комнаты проживающих) не обеспечены твёрдым инвентарем (шкафами для одежды), в данных помещениях осуществляется хранение бытовых предметов, продуктов питания; в помещениях (комнаты проживающих) не соблюдены нормы социального дистанцирования; не представлены данные о профилактических прививках по эпидемиологическим показаниям против коронавирусной инфекции (COVID-19) не менее 80% от общей численности сотрудников, чем нарушены ст.ст. 11, 24, 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом нарушением: благополучии населения", п.п. 7.15-7.17, 9.9, 9.21 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", п.п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Указанные действия Общества квалифицированы судом первой инстанции по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "ФПК "ПРОМТЭК", вопреки доводам жалобы, подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 2 декабря 2021 года; актом санитарно-эпидемиологического расследования случаев инфекционного и(или) паразитарного заболевания от 1 декабря 2021 года; картами инфекционного больного; фототаблицей, а также иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и виновности ООО "ФПК "ПРОМТЭК" в его совершении, вопреки доводам жалобы, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не могли привести к заболеваниям трёх работников сторонних организаций, которые проживали в хостеле по вышеуказанному адресу, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого постановления, поскольку нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, повлёкшее причинение вреда жизни и здоровью людей, ООО "ФПК "ПРОМТЭК" в вину не вменяется.
Утверждение в жалобе о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие законного представителя Общества, не извещённого о времени и месте его составления, является несостоятельным.
Как усматривается из материалов дела, уведомление о необходимости законному представителю ООО "ФПК "ПРОМТЭК" явиться 2 декабря 2021 года в 12 час. 00 мин. в территориальный отдел Управления Роспоторебнадзора по г. Москве в САО г. Москвы по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д. 10, каб. 511, для участия в составлении протокола об административном правонарушении было вручено 1 декабря 2021 года лично коммерческому директору Общества Войтко В.В. (л.д. 3).
Поскольку в назначенную дату и время законный представитель ООО "ФПК "ПРОМТЭК" на составление протокола об административном правонарушении не явился, должностное лицо в соответствии с положениями ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ вправе было составить протокол в его отсутствие.
Доводы жалобы о том, что вменяемое административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, не могут служить основанием к отмене обжалуемого постановления в силу следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Невыполнение же при изложенных выше обстоятельствах ООО "ФПК "ПРОМТЭК" обязательных требований санитарных норм и правил в период действия режима повышенной готовности, введённого в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), которой присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, данная ситуация признана пандемией, свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством субъекта Российской Федерации в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Иные доводы в жалобе основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств в выгодном для заявителя свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении ООО "ФПК "ПРОМТЭК" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы, назначено ООО "ФПК "ПРОМТЭК" в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учётом характера совершённого правонарушения, его общественной опасности, спецификой деятельности предприятия торговли продовольственными товарами, наличия в г. Москве действующего режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ФПК "ПРОМТЭК" к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем, обжалуемое постановление суда первой инстанции подлежит изменению в силу следующего.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П и от 16 июля 2015 г. N 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. N 122-О, от 19 ноября 2015 г. N 2557-О и др.).
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 4.1.2, в соответствии с частью 1 которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
ООО "ФПК "ПРОМТЭК" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 10 июня 2019 года по категории "микропредприятие".
Санкция ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает возможность административного наказания для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа в размере от 50 000 до 150 000 рублей.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что положения ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ улучшают положение ООО "ФПК "ПРОМТЭК", вследствие чего изменяю обжалуемое постановление судьи районного суда и назначаю ООО "ФПК "ПРОМТЭК" административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 7 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Финансовая промышленная компания "ПРОМТЭК" (ИНН:, ОГРН:, юридический адрес: адрес) - изменить: назначить ООО "ФПК "ПРОМТЭК" административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление судьи Тимирязевского районного суда г. Москвы от 7 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу и письменные дополнения к ней ООО "ФПК "ПРОМТЭК" - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.